К первому относятся не связанные с результатами налоговых проверок (как выездных, так и камеральных) жалобы на действия или бездействие инспекторов, а также изданные ими документы (требования, запросы, инкассо, отказ в возврате излишне уплаченного налога и т. п.).

Вторую группу составляют решения, вынесенные по итогам проверок. Это могут быть решения о штрафе или и о взыскании суммы налогов, пеней (без привлечения к ответственности).

Виды жалоб на решения по проверкам

Апелляционная жалоба – обращение физического или юридического лица в налоговый орган. Предметом этого обращения является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ), если обжалуемое решение нарушает права данного физического или юридического лица.

Жалоба — обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Как подать жалобу

Жалоба подаётся в письменной форме.

Представить жалобу в налоговый орган можно

  • в бумажном виде: лично, по почте, через законного и (или) уполномоченного представителя налогоплательщика (при наличии доверенности);
  • в электронном виде: по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), через личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru/rn74/.

Сервисы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» доступны на главной странице сайте www.nalog.ru/rn74/.

Подать жалобу в налоговый орган можно и с помощью портала государственных услуг www.gosuslugi.ru.

Что нужно указать

1. Фамилию, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу.

2. Обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц.

3. Наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

4. Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

5. Требования лица, подающего жалобу.

6. Способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

Образцы жалоб доступны на сайте www.nalog.ru/rn74/ в разделе «Налогообложение в РФ» — «Досудебное урегулирование налоговых споров».

Порядок и сроки

Апелляционная жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа подаётся в течение первого месяца с даты его получения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение подаётся в течение одного года с даты его вынесения. В случае пропуска данного срока по уважительной причине этот срок может быть восстановлен при документальном подтверждении причины пропуска.

Если налогоплательщик не согласен с действиями или бездействиями должностных лиц налоговых органов, он имеет право подать жалобу в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска данного срока по уважительной причине этот срок может быть восстановлен при документальном подтверждении причины пропуска.

Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трёх месяцев со дня принятия УФНС России решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Жалобу можно отозвать

Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать её полностью или в части путём направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. Отозвать жалобу можно, подав заявление в бумажном виде по почте, лично или через представителя; в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

В каких случаях жалобу не рассматривают?

Жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если:

– жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;

– жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

– до принятия решения по жалобе от лица, её подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

– ранее подана жалоба по тем же основаниям;

– до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 ст. 139 НК РФ.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой, за исключением случаев отзыва жалобы налогоплательщиком или подачи ранее жалобы по тем же основаниям.

Как узнать о результатах?

Получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений) можно с помощью сервиса «Узнать о жалобе» на сайте www.nalog.ru/rn74/.

Получить информацию в виде решений налогового органа без указания информации, доступ к которой ограничен законодательством РФ, можно с помощью сервиса «Решения по жалобам» на сайте www.nalog.ru/rn74/.

Как получить решение?

Получить решение по жалобе можно:

- лично;

- по почте (указывается адрес, на который нужно отправить решение по жалобе);

- через законного и (или) уполномоченного представителя налогоплательщика (при наличии доверенности);

- в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Получить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений) можно с помощью сервиса «Узнать о жалобе» сайте www.nalog.ru/rn74/.

Когда возможен перерасчёт налогов?

Физические лица могут требовать перерасчёта налогов в двух случаях:

1. в вашем налоговом уведомлении содержатся неточные (неактуальные) сведения;

2. в вашем налоговом уведомлении не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты.

Направить соответствующее обращение в налоговую инспекцию можно с использованием сервисов «Личный кабинет налогоплательщика» или «Обратиться в ФНС России», размещённых на официальном интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru).

При наличии оснований для перерасчёта налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлён не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов):

1) обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней;

2) сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

3) в случае если вы не являетесь пользователем Личного кабинета налогоплательщика, направит вам новое налоговое уведомление в установленном порядке;

4) направит вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика), в том числе в случае отсутствия основания для перерасчёта налога (налогов).

Дополнительную информацию можно получить по телефону своей налоговой инспекции либо по бесплатному телефону Единого контакт-центра ФНС России - 8 800-222-22-22.

Инна Панкова