Студенту третьего курса высшей школы экономики Южно-Уральского госуниверситета Антону Старикову всего 20 лет, но он уже по праву может назвать себя предпринимателем. Еще в 2016 году на средства федерального гранта вместе со своим другом Константином он основал фирму по производству кожаных и деревянных изделий с символикой Южного Урала «SARVI». За короткий срок молодым людям удалось превратить кустарную мастерскую в динамично развивающийся бизнес-проект и начать получать стабильный доход.

Уральские мастера берутся за любой интересный проект: от обложек для паспортов до доспехов воина. По их собственным словам, главная миссия компании – повышение престижа и известности Южного Урала путем создания качественных и надежных изделий, изготовленных вручную и только из натуральных материалов.

– Антон, расскажи, с чего начался ваш бизнес?

– Как и многие успешные проекты, наш бизнес начался с идеи и безудержного желания ее реализовать. Мне самому всегда нравилось работать руками. Летом 2016 года в Тюмени проходил молодежный форум «Утро», на котором мне удалось выиграть грант в размере 200 тысяч рублей на реализацию социальной идеи о проведении мастер-классов по работе с деревом. На эти деньги я купил станок и все необходимые материалы. После окончания проекта понял, что данную работу бросать ни в коем случае нельзя, ведь она может приносить не только моральное удовлетворение, но и неплохую прибыль.

Примерно в это же время я познакомился с моим теперь уже лучшим другом и компаньоном Константином. Именно его занятие кожевенным делом, как хобби, привело нас к созданию бренда. Оказалось, что Костя так же, как и я, влюблен в изделия ручной работы. И тут у нас все завертелось… Продолжая развивать социальный проект, мы начали реализовывать и бизнес-начинание.

– Но, чтобы завертелось, нужны деньги…?

– Разумеется, но когда есть желание, то и возможности находятся. Сначала я получил поддержку на развитие социальной идеи, ее реализовал, а потом применил этот успех в бизнесе. Потом мы стали узнавать о мерах государственной поддержки малому бизнесу. К моему великому удивлению, этих мер в нашей стране – превеликое множество. И наше государство действительно заинтересовано, чтобы начинающие предприниматели не бросали свое дело на полпути, а доводили его до реальной прибыли. Просто об этом мало, кто знает…

– О каких мерах государственной поддержки ты говоришь?

– Ну, во-первых, наш офис расположен на территории государственного бюджетного учреждения «Инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области». За аренду 35 квадратных офисных метров в месяц мы платим чуть более 5 тысяч рублей. Это в десяток раз меньше аренды помещения у какого-нибудь частника. Кроме того, в «Инновационном бизнес-инкубаторе» для всех тех, кто стал его частью, проходят бесплатные обучающие лекции и мастер-классы по менеджменту и бизнес-планированию. Это очень здорово, ведь у нас есть возможность пообщаться с людьми, которые добились больших успехов в своем деле.

Во-вторых, для молодых предпринимателей, которые строят свой бизнес прозрачно и честно, существует программа так называемых налоговых каникул, значительно облегчающая жизнь бизнесу. Опять-таки есть различные федеральные гранты, которые при желании можно получить и вложить в дело.

На самом деле, жалуются на обстоятельства и невозможность реализовать задуманное только те, кто реально не хочет прикладывать больших усилий к делу. Я считаю, что если ты чем-то начал заниматься, то должен максимально полно изучить рынок сбыта, узнать, какие льготы можно получить, открыв собственное дело и так далее. Ныть мы все умеем… А вот реально работать хотят единицы.

– Каким был ассортимент ваших товаров два года назад, и каков он сейчас?

– Начинали мы с изготовления обложек для документов ручной работы из кожи. Потом стали делать модные сейчас у молодежи браслеты. Пробовали делать блокноты, но в массовое производство они не вошли. Сейчас у нас в ассортименте кошельки, сумочки, треугольники для хранения мелочи и многое другое.

Признаюсь честно, в самом начале нашего бизнеса мы делали многие вещи топорно, без особого чувства. Нам было важно наработать клиентскую базу, поэтому старались выполнять заказ как можно быстрее. Сейчас же стали уделять большее внимание деталям, качеству кожи, шву, нити. Очень хотим производить ремни и женские сумочки, ведь это вообще самое классное, что можно сделать из натуральной кожи.

– Каков был самый необычный заказ?

– Мне кажется, что над самым необычным заказом мы как раз сейчас работаем – мы изготавливаем кожаные доспехи для любителя ролевых игр. Проект крайне непростой. Для того, чтобы его выполнить красиво, сначала мы сняли мерки с будущего владельца изделия и сделали выкройку из кусков линолеума. Потом вручную сшили между собой каждый элемент, доработали детали. Сейчас доспехи из кожи уже практически готовы, и, признаюсь честно, с линолеумом работать было куда проще, ведь это более податливый и мягкий материал. За заказ мы попросили весьма небольшую сумму. Но если было бы можно перевести в деньги все наши мучения, стоило просить в несколько раз больше!

– Или проще было бы отказаться от заказа?

– Нет, этого делать категорически нельзя, ведь важен любой новый опыт. За два годы активной работы в кожевенном деле для себя я понял одно – главное не продавать то, что не нравится самому! Надо, прости за тавтологию, из кожи вылезти, но сделать качественный продукт. Чего бы это ни стоило!

– В своей мастерской вы ведь делаете изделия не только из кожи?

– Изначально мы думали, что основной доход нам будет приносить продажа кожаных изделий, но, как оказалось, продавая лишь их, можно очень быстро прогореть. Поэтому занялись изготовлением различных деревянных штучек. Из древесины мы можем сделать практически все, что будет угодно заказчику. Делаем различные конструкторы, спилс-карты, памятные сувениры. Но основное наше производство – это деревянные значки для корпоративных клиентов. Очень часто нам поступают заказы на изготовление значков для ВУЗов, некоммерческих организаций, общественных движений. Значок – это отличный сувенир, подарок, презент, и организации это давно уже поняли.

– Получается, что ваши клиенты – это жители только Челябинской области?

– Отнюдь. Современные технологии позволяют нам рекламировать свой товар на территории всей страны и даже за ее пределами. География поставок изделий из натуральной кожи – от Владивостока до Калининграда. Всякую мелочевку из дерева заказывают в основном жители нашего региона. Но это не повод для грусти, ведь мы только в начале своего большого пути, и пока работаем на узнаваемость, авторитет. И как только «SARVI» заслужит доверие своего родного клиента, тогда уже можно будет выходить на большой рынок.

– Кстати, а что означает «SARVI»?

– В переводе с финно-угорских языков народов Зауралья «SARVI» означает «рог». Именно здесь, на Южном Урале, на берегу высокогорного озера Зюраткуль расположен самый большой и древний геоглиф в мире – «Лось Зюраткуля», ставший символом нашей мастерской. Изображение лося мы наносим практически на все изделия, ну, там, где это уместно.

Кроме того, чтобы быть конкурентноспособными, мы сделали ставку на патриотизм – большинство изделий имеют названия и изображения красот Южного Урала. К примеру, у нас есть кошелек «Таганай», портмоне «Аркаим», тревел «Зюраткуль», монетница «Касарги», визитница «Бараус» и многое другое. И если честно, клиентам это нравится.

– Антон, как ты видишь свой бизнес через 5-10 лет?

– Вопрос очень сложный, но могу сказать совершенно точно, что бизнес будет жить. Возможно, он будет изменен, модернизирован. Все-таки время идет, рынок меняется… Может быть, откроем маленький кожевенный заводик. А, может, и не маленький…

Нужно знать своего покупателя, чувствовать, что он хочет. Как показало время, наша самая главная проблема – нечеткость маркетинга. Делать хорошую вещь мы уже научились, а каким образом и кому это изделие продать – с этим возникают сложности. Мы работаем во всех социальных сетях, создали весьма симпатичный сайт, выстраиваем взаимоотношения с различными поисковыми системами. И это занимает колоссальное количество времени. В итоге получается, что кто-то должен делать продукт, а кто-то его продвигать. У нас ведь вся продукция делается вручную, без использования швейных машинок, станков, поэтому рук нам катастрофически не хватает. Но нанять дополнительного сотрудника на тот или иной фронт работы мы пока не можем, поэтому приходится все делать самим. Бывает, что и ночами не спим. Но ведь это все мелочи. Главное – верить в собственный успех, и тогда все обязательно получится!

– В завершении хочу задать вопрос о размере прибыли, которую вы сейчас получаете.

– Без проблем отвечу. В 2016 году, когда все только начиналось, дохода не было в принципе. За два года нам все-таки удалось раскрутиться, и сейчас каждый из нас получает примерно среднюю по России зарплату. Большую часть заработанных с реализации товаров денег мы, конечно же, пускаем на покупку новых обрезков кожи, нитей, красок и так далее. Далеко нам еще до первого миллиона, но я чувствую, что это все равно обязательно случится!

Наталья Мещерикова, фото Светланы Панасик