Эта выставка войдёт в историю города как одна из самых коротких. Она длилась всего неделю в маленьком фойе библиотеки Челябинского исторического (бывшего краеведческого) музея. Понятно, что после выхода статьи в нашем еженедельнике читатели при всём желании не смогли бы посетить «Механизмоиды и демонизмы дедушки По». И мы решили организовать культпоход. Написали сообщение на страничке движения «За возрождение Урала» в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Одноклассники» с предложением составить компанию автору статьи и вместе сходить на выставку. Результат превзошёл все наши ожидания. Если бы нас было ещё больше – камерность события была бы нарушена.
Виктор Васильевич Плотников оказался очень гостеприимным дедушкой По. Он показал все свои «механизмоиды» в действии и рассказал о каждом из них. Фантастичность происходящего побудила некоторых посетителей выставки написать нам комментарии в духе «А что этот чувак курит?». Отвечаем: никаких препаратов, изменяющих сознание, Виктор Васильевич, конечно, не употребляет. Он просто очень много читал и древних, и современных текстов. Всё это, вкупе с воображением позволяет ему создавать объекты, вырывающие нас из мира повседневной реальности. Плюс чувство юмора, которым пропитан каждый «механизмоид». Посмотрите в Ютубе, как забавно двигаются его «Пушкин. Зимний вечер», «Парацельс», «Китовое» и многие другие. Для того чтобы няня Арина Родионовна поднесла ко рту кружку, графомашина сама начала рисовать вазу с цветами, а Японострунофлют заиграл, нужно всего лишь повернуть ручку по часовой стрелке. С этого и начался наш разговор.
 
- Вчера я водил детей по этой выставке. Мальчик подошёл к одному из объектов и в нерешительности замер перед рукояткой. Говорю ему: крути по часовой стрелке! А он на меня смотрит и не понимает. Современные дети не видят часов. Их окружают только чёрные ящики, большие и маленькие: телевизор, компьютер, планшет, телефон.
- Ваша выставка проходит в рамках фестиваля современного искусства. Парадокс в том, что механизмы – вещь не вполне современная.
- Это такая же древняя традиция, как живопись или просто скульптура. У её истоков стоит Герон Александрийский. Считается, что он изобрёл механический театр, программирование. Паровой двигатель был изобретён уже в те времена. Бог знает, чем бы это всё закончилось, если бы паровой двигатель, из которого Герон Александрийский сделал игрушку, стал бы действительно двигателем и смог бы выполнять какие-то функции.
- Много ли людей в наше время занимается созданием механизмов?
- Десятки тысяч. Многие американцы, уходя на пенсию, выкупают целые мастерские и начинают заниматься всякой «ерундой». Например, один сумасшедший дедушка сделал куб размером метр на метр и в него поместил все двигатели, которые существуют – шестерёнки, цепи деревянные.
Люди с совершенно разной подготовкой находят для себя что-то интересное. Есть механизмы с шариками, которые бесконечно катаются, шагающие механизмы очень модного сейчас художника-кинемата Туве Янсона, которые бредут по берегу океана. Они огромны, управляются ветром, понимают, что такое вода и что нельзя туда идти.  В лондонских магазинах продаются маленькие механические театры-кабаре. Это маленькие игрушки, часто деревянные, сделанные с юмором – очень лёгкие, без всякого перегруженного смысла.
- Вы говорите в основном про Запад. А как обстоят дела с кинематической традицией в России?
- У нас был, например, профессор Санкт-Петербургского университета Пафнутий Чебышев, который в XIX веке изобрёл стопоходящую машину. Сейчас в России в этой технике занимаются три-четыре человека, и все они живут в Санкт-Петербурге. Эти люди в основном работают с витринами магазинов. А масштабными проектами не занимается никто.
- Помните ли вы свой первый механизм?
- Я сделал его, ещё учась в ЛГИТМИКе. У нас преподавал знаменитый кукольник Резо Габриадзе. Получив от него задание сделать что-то по Средним векам, я смастерил дракона с очень сложной механикой – рельсами, бегущей волной. Габриадзе говорит: «Это все немецкие штучки! Это вовсе не театр!». И я с тех пор понял, что это действительно не театр, а другая история.
- Но иногда эта история всё же пересекалась с театром. На каких спектаклях это происходило?
- Собственно, только на последнем по времени – «Щелкунчике» в Курганском театре кукол «Гулливер». Я был всем: художником, режиссёром, автором сценария. «Щелкунчик» - технически очень сложный спектакль. Там все декорации механические, движущиеся, из оргстекла. И очень много движущихся объектов.
- Странно, что вы не упомянули «Снежное шоу» Полунина, где были художником.
- Помимо «Снежного шоу» я делал спектакли и в ТЮЗе, и в «Манекене». Но это вообще не моё. Тут нужен художник-оформитель, способный из тряпок, костюмов что-то придумать. А кукольный театр – это такая свободная история, в которой можно делать всё, что хочешь.
- Механизмы – главное дело вашей жизни?
​- Сложно сказать, что самое главное. Я последнее время пишу. Мои сценарии и повести так или иначе связаны с театром. Я пишу лишь то, что знаю, не придумываю. Закончим выставку, а там будет видно, что делать дальше.
 
Для справки: Виктор Плотников — театральный художник. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1989). Основатель магического театра «Белый козёл», ищущего новые формы на стыке театрального и изобразительного искусств. Со спектаклями «Кармен», «Балаганчик» и «Женские песни» участвовал в международных фестивалях и зарубежных гастролях: 1993 год – Сан-Франциско (США); 1995 год – Баден, Фрибург (Швейцария), Норбон (Франция); 1996 год – Фрибург; 2000 год – Нью-Йорк (США). Работал в театрах и студиях различных городов России: в Ленинградском театре «Кукла», в российско-французской студии приЛГИТМИКе, в театрах Витебска, Кургана, Челябинска оформил более 40 спектаклей. Плотников — автор сценографии спектакля «Snow Show» Вячеслава Полунина, удостоенного в 1998 и 1999 годах королевской премии Лоуренса Оливье (Великобритания).
 
Олеся Горюк, фото Алексея Гольянова