Ему посвящались стихи и песни, например знаменитая песня Александры Пахмутовой «Мы учим летать самолёты», астронавт Нил Армстронг, первопроходец Луны, восхищаясь талантом Мосолова, с благоговением жал ему руку... Близкими его друзьями и соратниками были космонавт № 1 Юрий Гагарин, его дублёр, космонавт № 2 Герман Титов, их преемники по отряду космонавтов, а также академик Сергей Королёв, конструкторы новейших истребителей, коллеги – ведущие лётчики-испытатели страны... Его портрет в гермошлеме испытателя обошёл первые полосы ведущих газет и журналов мира, именно эта фотография на долгие годы стала своего рода визитной карточкой советской авиации.

За секунду до удара о землю…

Непросто перечислить его заслуги, достижения, награды и рекорды. Займёт много газетного места! Полковник Мосолов, кроме названного выше, ещё и заслуженный мастер спорта СССР, почётный член международной Ассоциации лётчиков испытателей-экспериментаторов. Установил шесть (!) мировых авиационных рекордов, три всесоюзных абсолютных рекорда. Награды: Золотая Звезда Героя СССР, два ордена Ленина, орден Красной Звезды, медали... Первый пилот в мире, удостоенный трёх престижнейших золотых медалей ФАИ де Лаво (1959, 1961, 1962 г.). Есть и три Всесоюзных золотых медалей. В полёте в июле 1962 года при установлении очередного абсолютного мирового рекорда на истребителе «Е-166» впервые была достигнута скорость более 3000 км/ч. Это почти втрое выше скорости звука!

...Когда в 1954 году впервые в мире Мосолов испытывал опытный самолёт с цельноуправляемым хвостовым стабилизатором МиГ-19С, полёт № 7 едва не закончился трагедией... Самолёт вдруг стал пикировать вниз от разрушительных автоколебаний, за 21 секунду он пролетел до земли с высоты 5000 до 300 метров (!). Спасая машину, катапультироваться пилот не стал. Всего за мгновение до удара о землю Мосолов чудом сумел вывести самолёт из гибельного, со скоростью пули, пикирования! Сумел сохранить опытную машину, что было крайне необходимо конструкторам для дальнейшей «работы над ошибками». Перспективное решение, найденное советскими конструкторами благодаря героизму и точному инженерному расчёту испытателя, спасшего опытный образец МиГ-19С, сегодня используется во всех моделях сверхзвуковых самолётов.

Это лишь один эпизод из работы Мосолова, именно он воспет в замечательной песне: «Мы учим летать самолёты, мы учим их страх побеждать. Такая у нас работа - учить самолёты летать!». На ставший неизбежным при всех встречах вопрос, почему он всё-таки не катапультировался, Мосолов обычно отшучивается: «Сначала было рано. А потом уже поздно!». Не любит он красоваться в героях!

При такой невероятной мировой популярности Георгия Мосолова есть у него нити, связывающие и с Южным Уралом. Он ими дорожит.

Всем смертям назло

Вначале несколько скупых строк из биографии Мосолова.

Окончил среднюю специальную школу ВВС в Казани в 1944 году, с этого же года началась служба в Советской армии. В 1948 году окончил Чугуевское авиационное училище лётчиков, в 1953 году – Школу лётчиков-испытателей, в 1959 году – МАИ. В 1953 - 1966 годах – лётчик-испытатель, затем шеф-пилот (старший лётчик) в ОКБ им. А. И. Микояна. Работал с выдающимися авиаконструкторами А. И. Микояном, М. И. Гуревичем, С. К. Туманским, В. Я. Климовым, С. П. Изотовым. Проводил лётные испытания первых экземпляров опытных самолётов и их модификаций, реактивных двигателей, различных опытных систем радионавигации, перехвата и вооружения. 11 сентября 1962 года Георгий Мосолов испытывал очередную новую опытную машину Е-8/1 с опытным двигателем Р-21-300. На высоте 13 километров и скорости в два «звука» (М=2), двигатель взорвался, самолёт начал разрушаться. Травмы головы и перелом руки получены мгновенно, ещё в кабине. На высоте 10000 метров при скорости (М=1,7) опытная катапульта всё-таки сработала, но, увы, нештатно. Во время катапультирования получены ещё травмы головы и конечностей, перелом бедра...

В московской больнице имени Боткина Мосолов пережил две клинические смерти. Как написал в своём стихотворении Феликс Чуев, «пришёл к нему пилот Гагарин, не подбодрить, а вместе превозмочь» беду... Год лежал герой неподвижно, помогали друзья, такие, как Юрий Гагарин, авиаконструктор Артём Микоян, по его заказу изготовили специальную койку против пролежней, оперировали выдающиеся медики - сын писателя Льва Кассиля, первая жена Сергея Королёва...

Всем смертям назло Георгий Мосолов выжил. Но после года, который он провёл в лежачем состоянии, закованным в гипс, ему требовалась серьёзнейшая реабилитация. Тем более что он не терял надежды вернуться в небо! И вот здесь Южный Урал сумел вдохнуть в лётчика-испытателя новые силы. В буквальном смысле помогли Мосолову встать на ноги наши целебные курортные места! Окончательную реабилитацию Георгий Константинович проходил у наших медиков на озере Кисегач. В каком-то смысле Южный Урал стал его второй родиной. Ниточка, связывающая с нашим краем, – прочнее не придумаешь!

Вновь на Южном Урале

Однажды несколько лет назад к Мосолову обратился профессор одного из американских университетов, бывший лётчик, полковник ВВС США с необычной просьбой: быть его гидом по России во время их турпоездки вместе с женой от Москвы до Владивостока. Удивительны истоки такого адресного обращения именно к Георгию Константиновичу. Наш заморский гость во время войны во Вьетнаме летал на сверхсовременном тогда истребителе «Toms Cat”. Встреча в небе с советским истребителем МИГ-21 закончилась для американца скоропостижно и плачевно. Это заставило уважать нашу технику! Родилась ещё и мечта лично познакомиться с тем, кто так мастерски «научил летать самолёты». Засвидельствовать ему своё восхищение, посидеть «без галстуков», в неформальной обстановке. Заодно и загадочную для Запада Россию посмотреть.

Конечно, легендарный лётчик-испытатель мимо своей второй родины, Южного Урала, проехать никак не мог! За три дня бывшие соперники в небе побывали и в курортной зоне, где когда-то восстанавливался Георгий Мосолов. Не прошли мимо чудес Ильменского заповедника, посмотрели, как рождается каслинское художественное литьё. И один из главных пунктов программы – встреча с юными авиаторами кадетских классов школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой при Челябинском штурманском училище. Там с благоговением относятся к имени и подвигу лётчика Георгия Мосолова. В этой поездке гостей сопровождал один из учредителей движения «За возрождение Урала», член президиума областного совета ЗВУ Юрий Иванович Лотош, в то время главный специалист Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области. С тех пор возникла ещё одна, личная ниточка, связывающая прославленного лётчика с нашим краем.

С тех пор Юрий Иванович ещё не раз встречался с Георгием Мосоловым, был в гостях у него в Москве, они регулярно общаются по телефону, поздравляют друг друга с праздниками и днём рождения.

– Такие люди – гордость нашей страны, – говорит Юрий Лотош. – И при этом Георгий Константинович – искренний, обаятельный, простой в общении человек, который и сегодня всей душой болеет за родную страну, за российскую армию, за нашу авиацию.

Александр Чуносов