Кусочек деревни – милая скамейка, на которую можно присесть в ожидании своего букета, а рядом – простые тряпичные игрушки, их будто только что достали из бабушкиного сундука, где еще много разных занятных мелочей.

Но самое завораживающее в этом маленьком домике, где должны жить лесные феи (а он каким-то образом оказался не в глухой чащобе, а посреди шумного мегаполиса), – это цветы. Они здесь – разные. Выбирай сам, главное – суметь бы определиться. Но есть волшебницы, которые искусно выполняют свою работу, и есть Мастер, который тонко поймает настроение каждого, кто зайдет к нему за букетом. Мастер, который из сотни разных цветов составит именно тот букет, что вам нужен.

Признаться, я долго не могла определиться, как же преподнести читателям этот разговор, который состоялся у нас с Игорем Линником еще несколько месяцев назад. И решила, что лучше всего будет позволить мастеру поделиться своей философией от первого лица, без чьего-либо вмешательства.

О работе с людьми

Я достаточно давно понял, что нужно работать только с теми людьми, с которыми тебе приятно. Если тебе человек неприятен, лучше сказать, что у тебя нет достойных его цветов, придумать что угодно, но избежать напрасного труда. И дело не только в том, чтобы быть честным для себя. Дело в том, что если тебе не понравился человек, то и работа не идет.

О парадоксах цветочного рынка

Сейчас на цветочном рынке происходят парадоксы. Практически все цветы стали всесезонные. Любые цветы можно найти в любое время. Возьмем, например, пионы. Раньше они появлялись на рынке в конце февраля, и их сезон заканчивался в апреле. Сейчас их можно получить и в декабре. Единственное, у них будет соответствующая цена.

О цене и качестве

У нас недавно произошел разговор в паспортном столе. Какой-то человек спросил, кем я работаю, и я ответил - цветочником. Он спросил, а нельзя ли найти розы за 10 рублей? Конечно, можно, - у голландцев, но, когда она сюда придет, – будет 20-25 рублей. Роза розе рознь. Можно купить за 200 рублей, можно за 10 – и это тоже будет роза, но совсем другая. Качество цветка будет видно в любом случае – хоть что сделай.

О выборе цветов для букета

Философия букета такова, что он должен быть подобран именно для человека, кому дарится, и он должен исходить из тех эмоций, которые хочет вложить в этот букет человек, который дарит. И если это сочетается – получается хорошо. Букет – это эмоция, здесь и сейчас, сиюминутно. И я хотел, чтобы у меня было мое маленькое уютное место, где будут уютные цветы, где будут уютные букеты. Мне нравится слово «уютное» – для меня это очень настоящее слово. «Уютные» и «волшебные» – это мои любимые, очень хорошие слова.

О блестках и золотинках

Несмотря на то, что сейчас еще очень популярны букеты в обертке, с блестящими бабочками и т. д., я против этого. Ситуация очень изменилась по сравнению с тем, какие букеты были семь лет назад. Тогда я только начинал работать, и появились люди, которые в меня поверили, в мои идеи. И мы до сих пор общаемся очень тесно. Но было и немало тех, которым мои букеты не понравились и не нравятся. Они просто не мои гости – и ничего в этом нет страшного. Почему на рынке есть такие букеты, в которых из-за обертки, золотинок и блесток не видно цветов? Потому что на них есть спрос. Если бы их не покупали – их бы не делали. Значит, они кому-то нужны.

О сложностях работы с цветами

У некоторых людей, которые хотят работать с цветами, есть ощущение, что это делается так: взял один цветочек, положил к нему другой, посмотрел, как у него идет линия, выбрал из 50 цветов один самый-самый, и если не понравилось, что-то поменял и все. А работа – она не такая. Здесь есть творчество, и его много, от общего объема вложенных сил, оно, я бы сказал, составляет около 30 процентов. А все остальное – это физический труд, настоящий физический труд. Цветы не терпят лени, они сразу умрут, потому что надо менять воду, ухаживать ежеминутно, стебель должен быть идеально почищен, нужно его срезать, а ведь он иногда бывает древесным, толщиной в несколько сантиметров.

О призвании

Я подумал: а что я буду делать на пенсии? Я люблю, чтобы было красиво, и от этого получаю удовольствие, люблю путешествовать, очень люблю гостей, и мне нравится общаться. Однажды в Бонне я зашел в магазин цветов и, рассматривая букеты, думал, что вот этот букет мне нравится, потому что здесь то-то и то-то, а вот здесь я бы сделал по-другому. Именно «по-другому», а не «лучше», потому что у каждого свое видение, свое ощущение цвета. Потом, уже здесь, я ходил в один и тот же магазин и говорил каждый раз: «Можно мне вот это смешать вот с этим и добавить вот этого чуть-чуть». И девушки-флористы сначала были недовольны, не понимали, а потом все менялось. Так, постепенно, и пришло осознание того, что я хочу делать.

О выборе цветов

Ассортимент подбираю, как нравится. Единственное, могу спросить у своих сотрудниц, какой цвет им в данный момент хочется. Мне важно, чтобы цветы были всегда свежие и всегда разные. Это интересно – я подхожу к холодильнику, смотрю разные сочетания, как что получится. Что-то увидел, подумал – вот интересно. А что с ним будет сочетаться? Вот это, вот это и вот это. На заказ цветов для салона каждый раз уходит около четырех часов, и мне нравится это – сейчас огромный выбор. Например, сейчас появились поздние тюльпаны, они, как бомбочки. Как кувшинки из прудов, такие круглые, плотные, многослойные, очень красивые. И ты пробуешь, думаешь, что будет сочетаться. Но если работать только по этой схеме, будет 25 одинаковых букетов, поэтому я всегда стараюсь делать что-нибудь новое, экспериментировать. Если перестанешь пробовать – ты остановишься. А если остановишься – самому будет неинтересно.

О цветах, выращенных в России

Я сам выращиваю цветы несколько лет для себя. И выращиваю сложные цветы. Началось с душистого горошка – он идеален в свадебных букетах, но я не мог его привезти из Голландии, он очень слабенький, большой процент брака.

Что касается других, у нас есть прекрасная женщина, мы с ней сотрудничаем по георгинам. Все остальное – мне не нравится. Мне не нравится по качеству, по цвету, по стойкости. Возникает парадокс, как розы, выращенные и привезенные к нам из Саранска или из-под Ленинграда, могут быть менее стойкие, чем те, что приезжают из Голландии или Эквадора. С местными тюльпанами мне тоже непонятно, как тюльпан из Миасса или Екатеринбурга может быть хуже, чем цветок, который я привожу из Голландии. Возможно, роль играет соблюдение технологии, подкормки, освещение, температурный режим. Не знаю. Но если меня спросить, с какими цветами хочется работать, я отвечу – с голландскими. В сезон – выборочно с итальянскими или французскими.

О букете невесты

Чтобы букет получился «тот самый», необходимо, чтобы совпало внутреннее ощущение. Кроме того, нужно учитывать, что у большинства невест есть мечта, и к ней нужно идти. Если ко мне приходит невеста, говорит: «Сделайте такой и такой букет», а я чувствую, что он ей не подходит, я стараюсь никогда не разубеждать ее. Если я вижу, что у нее была мечта, свое представление о цветах, нужно обязательно попробовать. Мы смотрим прическу, платье, макияж, затем набрасываем букет, и она смотрит, и я вижу, что ей нравится то, что мы набрасываем. И я говорю: «А можно я сделаю еще один букет просто по эмоциям?». И я делаю второй букет, и в большом проценте случаев, когда невеста видит букет, который создан для нее, она выбирает мой вариант. Свадебный букет – это завершающий штрих, когда уже готово все: платье, туфельки, украшение, прическа, фата, макияж. Чтобы образ был безупречен. И он должен быть единым: жених, невеста и букет. Это же не фотосессия, это настоящая жизнь, и фотография этого праздника – она будет всегда, и еще будет передаваться по наследству. И нужно постараться подготовиться к свадьбе так, чтобы это была «настоящность». Я за «настоящность», а не за идеальность. Не надо идеально, надо по-настоящему.