Вместе с руководителем студии «Эпос», экспертом-геммологом, минералогом, ювелиром Алексеем Туевым мы решили разобраться в их особенностях.

Кость

Ювелирные изделия делают практически из любой кости. Как правило, речь идет о самых доступных: коровья кость, кости и рога оленей или лосей. Хотя можно встретить и экзотику: например, вставка в кулон фрагмента тазобедренного сустава бурого медведя. Подобную экзотику можно приобрести, например, у охотников, егерей…

– На качество готового изделия происхождение материала фактически не влияет. Другое дело, что иногда приходят люди специфичных профессий и дарований (шаманы, ведуны и т. п.), для них изделия с подобными вставками не просто красивые побрякушки – предмет силы. Приходится экспериментировать, – признается Алексей.

Как правило, изделие не изготавливается только из кости (хотя, бывают и исключения), чаще всего можно увидеть этот материал в качестве вставки. Если кость прошла все этапы обработки, она обладает прекрасными декоративными свойствами. А если с ней проведен процесс так называемой стабилизации, то кость достаточно ноская, ее можно сравнить с различными, не слишком твердыми разновидностями камней. Как и любая органика, при небрежном обращении может разбиться при падении или ударе о твердую поверхность, расколоться. Если не будет покрыта специальными покрытиями, тонерами или еще чем-то – может поменять цвет от воздействия химии. Хотя в любом случае даже защищенную от внешних воздействий кость не стоит мазать кремом, поливать духами и т. д.

На сегодняшний момент технологии достигли такого уровня, что подделать кость довольно легко. Существуют различные пластики и смолы, которые имитируют кость настолько хорошо, что не отличить ни по твердости, ни по внешним показателям. Конечно, если перед ювелиром, особенно уже имеющим опыт работы с костью, будут лежать два изделия – пластиковое и костяное, он изобличит подделку. Но обывателю в магазине докопаться до истины будет сложно. Главный показатель здесь – стоимость. Кость, рог, бивень, клык не могут стоить дешево. Поэтому, если перед вами, например, чокер с «костяной» подвеской за 100-200 рублей, это, однозначно, подделка. Ценник на подобные изделия с настоящей костью будет стартовать примерно от 1000 рублей.

Рог

Рог – это твердый вырост на голове многих копытных, производное кожи. Рога бывают полыми и цельными. Общедоступнымb для работы являются рога крупного рогатого скота, например, коров, а также других животных – оленей, лосей, косуль и т. п. Из рога можно вырезать бусы, браслеты, кольца, серьги и броши; сделать вставки для этнических и нестандартных ювелирных украшений и многое другое.

– Рог как материал, – поясняет эксперт, – обладает разнообразными декоративными качествами: прозрачностью, богатой палитрой цветов — от черного до светло-серого и множества желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков, тонкий естественный рисунок, образованный переходами цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д. упругостью, вязкостью, и прочностью (в некоторых случаях исключительной – прочнее, чем кость), что позволяет обрабатывать его по-разному: ажурной и объемной резьбой.

Дерево

Вот, где можно разгуляться, вот, где радость ювелира, да и любого мастера с творческой жилкой! Сейчас на рынке – огромное число различных пород древесины. Как правило, при изготовлении ювелирных украшений используется самая разнообразная древесина, в ход идет даже обрезь, оставшаяся при производстве дорогой мебели в деревообрабатывающих мастерских. В Челябинске можно найти множество разнообразной древесины, если хочется чего-то совсем редкого, то всегда есть возможность заказать кусочек из московских мастерских, занимающихся деревом.

– Многие любят черное дерево: чаще всего оно фигурирует в украшении как вставка, а также как самостоятельное изделие (кольцо, кулон, серьги). Оно отличается большой прочностью, твердостью и износостойкостью при ношении. Ценность черного дерева заключается к тому же не только в необычной структуре и окраске, высокопрочная древесина еще и не подвержена биологическим воздействиям, в каких бы формах они ни проявлялись, –  уточняет эксперт.

Найти в обычном магазине изделие из дорогого дерева проблематично – как правило, здесь речь идет об индивидуальных заказах. Ведь обработка дерева – процесс непростой, и массово производить украшения из дорогих, редких пород сложно, да и невыгодно, на сегодняшний день ценителей данных изделий не так уж и много.

Риск нарваться на подделку и приобрести изделие не из благородной заморской древесины, а из нашей русской березки, довольно велик. В том случае, если дешевую древесину «превращают» в дорогую, используются различные краски, делаются насечки и проводятся иные хитрые манипуляции, чтобы придать внешнее сходство недорогого аналога и баснословно стоящего оригинала. Хотя есть и другой вариант обмана – вам подсунут подделку из дешевого, внешне схожего материала (например, пластик или эпоксидная смола с имитацией дерева). И отличить его от настоящего дерева вы вряд ли сможете. Все дело в том, что характеристики любой породы дерева настолько индивидуальны, что без знания того, каким должен быть эталон, не разобраться. Самый доступный способ человеку неподкованному отличить дерево от пластика – применить воздействие огня. Банально – пластик сразу начнет оплавляться. Только один вопрос, а захотите ли вы портить красивое изделие только ради того, чтобы убедиться в его подлинности?

Правила ухода за изделиями из дерева такие же, как за любой органикой. Хотя породы древесины обладают абсолютно разными показателями (например, пористостью, способностью впитывать запахи, твердостью и так далее), любое украшение лучше оградить от высоких и низких температур, а также химии – уход нужен довольно требовательный, как и за изделиями из кости или рога.

Кожа

Плетеные браслеты или шнурки из кожи пользуются неизменной популярностью. Иногда кожа используется как деталь украшения, например, если речь идет о браслете из металла. Чтобы рука под ним не потела – ювелиры делают кожаные вставки под металлом.

Нести к мастеру любимый бабушкин пояс или дорогую сердцу, но прохудившуюся сумку, смысла нет, так как разным изделиям требуется различная выделка кожи.

Отличить искусственную кожу от натуральной с каждым годом все сложнее – технологии идут вперед, и старый способ проверки огнем/зажигалкой утратил актуальность. Можно определить натуральную кожу, согнув изделие – на ней должен остаться залом. Заменитель может согнуться и разогнуться без следа. Постарайтесь найти необработанный край изделия из кожи и тщательно его рассмотрите. Натуральная кожа не должна расслаиваться. На срезе кожзаменителя можно увидеть пленочное верхнее покрытие, а на нижнем слое находится ткань, с которой это покрытие склеивается. Можно понаблюдать, как влияет вода на кожу. Для этого нужно каплю воды капнуть на исследуемую кожу. Если она впитает влагу и потемнеет, то это натуральная кожа, синтетика же свой вид не изменит.

– Кожа – материал достаточно недолговечный, очень многое зависит от того, как ее носят, – говорит Алексей, – кожу нельзя мочить, и, конечно же, она не любит химию. В изделиях из кожи не нужно мыться, ложиться спать, иначе она быстро испортится: высохнет, сломается или загрубеет. Плетеный кожаный шнурок при неправильном обращении не проживет и нескольких месяцев. При правильном – прослужит не один год.

Керамика

Милые черные и белые колечки, подписанные на ценнике «керамика», – отчасти лукавство производителей. Это не та керамика, о которой мы думаем, не запекаемая глина, но виной тому - незнание потребителей сущности материала. Сегодня изделия из керамики – тренд.

– Несмотря на одинаковое название, керамика для ювелирных изделий и керамика для плитки и посуды – совершенно разные вещи. Для производства ювелирных изделий используется высокотехнологичная керамика, которая изготовлена из неорганических неметаллических материалов. Они измельчаются в порошок и уплотняются под действием высокого давления, приобретая заданную форму, – объясняет Алексей Туев, – изделия из нее при правильном уходе будут долго радовать глаз. Ценится материал за его легкий вес, устойчивость к внешним воздействиям, элегантность и долговечность. Неоспоримым преимуществом керамики является гипоаллергенность.

Однако рекомендуется хранить их в отдельной коробочке или шкатулке, чтобы керамические украшения не соприкасались друг с другом.

Изделиям из керамики противопоказано воздействие высоких температур и химических веществ, которые могут повредить и обесцветить верхний защитный слой материала. Также не стоит экспериментировать и проверять украшения на прочность: серьезное механическое воздействие может привести к сколам.