История комсомола состоит из грандиозных дел, знаменательных событий, масштабных личностей. Одной из ярких ее страниц – шефство над Военно-Морским Флотом страны. Южный Урал прославили подводные лодки «Ленинский комсомол», «Челябинский комсомолец» и «Магнитогорский комсомолец», ставшие гордостью всей страны и отечественного флота военного и послевоенного времени.

Подарок Северному флоту

В годы Великой Отечественной войны южноуральцы активно поддерживали связи с подводным флотом страны. В январе 1943-го молодые рабочие Магнитогорского металлургического комбината выступили инициаторами сбора средств на постройку кораблей. В 1943 году жители Челябинской области собрали более 55 миллионов рублей, на которые были построены подводные лодки «Ленинский комсомол» и «Челябинский комсомолец». 17 марта 1943 года челябинская делегация, в которую входили бригадир передовой комсомольской бригады ЧТЗ Д. Додонов, сталевар ММК А. Кривонос, комбайнер из Сосновского района А. Черноиванов, победительница соревнования среди молодежи Миасского автозавода А. Быстрякова, передала подводные лодки Северному флоту.

Руководитель челябинской делегации Д. Додонов вспоминал: «Был выстроен экипаж соединения подводных лодок Северного флота. Все было украшено флагами, играл духовой оркестр. Раздалась команда: «Смирно!». Все замерли. Командующий флотом подошел к нам и сказал, что личный состав флота к приему подводных лодок готов. От имени североморцев он поблагодарил челябинцев за хороший подарок и пожелал командам новых боевых единиц славных успехов в борьбе с немецкими фашистами. Затем выступили делегаты. Передав привет от молодежи и комсомольцев, я зачитал наказ челябинцев морякам Северного флота. Через некоторое время, распрощавшись с моряками, мы отбыли на Урал».

Геройская гибель в бою

Подводная лодка «М-106» вошла в состав Северного флота 28 апреля, вскоре ей было присвоено имя «Ленинский комсомол».

Лодка участвовала в трех походах и героически погибла. Предположительно 5 июля 1943 года к северу от Вардё лодка атаковала группу противолодочных кораблей противника, но была контратакована (на нее было сброшено 73 глубинные бомбы). Из-за полученных повреждений всплыла и была потоплена таранным ударом немецкого противолодочного корабля. Экипаж лодки погиб.

Десять боевых походов

Подводной лодке «М-105» было присвоено наименование «Челябинский комсомолец». Она совершила на Северном флоте десять боевых походов, потопила шесть транспортов противника. За отвагу и самоотверженность в боях личный состав подводной лодки дважды удостаивался правительственных наград. Челябинский обком ВЛКСМ занес боевой корабль в Книгу почета областной комсомольской организации.

В 1944 году подлодку решили перебазировать на Черноморский флот и 12 мая она была отправлена по железной дороге в город Поти. День Победы подводники встретили на Черном море. 27 августа 1955 года лодку списали как технически устаревшую. Экипаж был расформирован.

Челябинские краеведы Алексей Апрелков и Лев Попов, используя документы Центрального архива Военно-Морского Флота, восстановили историю подводных лодок периода Великой Отечественной войны. В своей книге «Морские истории» они с хронометрической точностью описывают боевые походы субмарин «Ленинский комсомол» и «Челябинский комсомолец».

Вторая жизнь «комсомольских» лодок

В 60-е годы ХХ века имена челябинских подводных лодок военного времени переняли современные корабли. В 1962 году первой атомной подводной лодке Советского Союза «К-3» было присвоено имя «Ленинский комсомол» в память о челябинской подлодке «М-106». 4 июля 1958 года, впервые в истории отечественного флота для движения корабля на «К-3» была использована атомная энергия. В июле 1962-го «К-3», достигнув подо льдами Северного полюса, дважды прошла под ним, всплыла в его районе и подводники водрузили там Государственный флаг СССР.

Подводная лодка «Ленинский комсомол» с честью удерживала звание «Отличный корабль». Ее комсомольская организация была занесена в Книгу почета ЦК ВЛКСМ, награждена переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ. После вывода подводной лодки «К-3» из состава флота существовали планы переоборудования ее в корабль-музей (соответствующий проект был разработан в КБ «Малахит»). Однако эти намерения не реализовались.

Почетное наименование «Челябинский комсомолец» было присвоено дизельной подводной лодке «Б-4» Северного флота. Второе рождение подводной лодки произошло благодаря активной деятельности известного челябинского краеведа Анатолия Александрова и учащихся школы № 10. Несколько лет они вели поисковую работу, собирали материал о лодке военного времени, организовывали циклы бесед о ее боевых делах. Ученики не только оживили историю «Челябинского комсомольца», но и обратились в областной комитет комсомола с предложением продолжить традиции своих отцов, присвоить современной подлодке имя фронтовой «малютки» и взять над ней шефство. Инициативу школьников поддержали в Челябинском областном комитете ВЛКСМ и Министерстве обороны СССР.

18 января 1963 года лодке «Б-4» Северного флота было присвоено имя «Челябинский комсомолец» для сохранения славных боевых традиций подводной лодки «М-105».

Подводная лодка была спущена на воду 2 октября 1960-го, включена в состав Северного флота 28 сентября 1961-го. Подводная лодка проявила себя в дальних походах, в 1962 году участвовала в событиях, разыгравшихся под водой в тревожные дни Карибского кризиса. «Б-4» стала единственной из четырех советских субмарин, которую корабли США не смогли заставить всплыть.

После установления шефских связей Челябинской области с подводной лодкой на ней стали проходить службу лучшие южноуральцы. Первые призывники принесли на подводную лодку «Челябинский комсомолец» горсть родной земли. Шкатулка с уральской землей и наказом молодым морякам хранилась с тех пор в комнате боевой славы подлодки. Отслужившие на лодке моряки организовали в Челябинской области резервный экипаж, его возглавил Виктор Головашкин.

К различным памятным датам и комсомольским конференциям подшефной подводной лодки была выпущена целая серия памятных знаков, которыми награждались лучшие члены экипажа. Комсомольская организация подводной лодки была награждена памятным Красным Знаменем Челябинского обкома ВЛКСМ.

«Усталая подлодка»

Подводная лодка «Челябинский комсомолец» была выведена из состава Военно-Морского Флота в 1991 году. О жизни ее экипажа снято два документальных фильма – «Горсть земли в океане» и «Уральская эскадра». А известный писатель Василий Сорокин написал документальную повесть «Подводная уральская». С палубы подводного корабля «Б-4» «Челябинский комсомолец» шагнула по стране популярная песня А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова «Усталая подлодка».

Большой вклад в развитие шефских связей южноуральцев с военными кораблями внес первый секретарь Челябинского обкома комсомола Виктор Поляничко.

Известный челябинский поэт и композитор Олег Кульдяев вспоминал о посещении Северного флота комсомольской делегацией, которую возглавлял В. Поляничко: «В ходе этой поездки я еще больше проникся уважением к комсомольскому лидеру. Он был в центре всеобщего внимания и во время беседы с командующим флотом адмиралом С. М. Лобовым, и на подводной лодке «Челябинский комсомолец», и на встрече с морскими офицерами в кафе «Ягодка». В матросском клубе, где в зале сидели семьсот моряков, тон нашей встрече задавал Виктор Поляничко. Его открытость, внутренняя собранность, умение сказать то, что нужно в данный момент, вызывали к нему глубокое уважение не только у членов делегации, но и у всех, кто был в зале».

Почин магнитогорцев

В 70-х годах на Краснознаменном Северном флоте появилась подводная лодка «Б-437» «Магнитогорский комсомолец». 30 сентября 1975 года, пройдя государственные испытания, она была принята в состав ВМФ СССР.

9 июня 1980 года по просьбе молодежи Магнитогорска и в честь 50-летия ММК приказом Главнокомандующего ВМФ подводной лодке было присвоено наименование «Магнитогорский комсомолец». Комсомольская организация Магнитогорска взяла над ней шефство. Для прохождения службы горком ВЛКСМ направлял на подлодку лучших призывников.

В Магнитогорске действовал резервный экипаж из числа бывших подводников под руководством И. Иванова и И. Костенко. Город и лодка обменивались делегациями, на Северный флот отправлялись подарки для земляков и сослуживцев.

На рубеже 80-90-х годов шефские связи города и лодки в силу политических перемен в стране прекратились. Но в 1992 году многолетняя дружба между городом Магнитогорском и подводной лодкой была восстановлена. В 1998 году подлодка была переименована в «Магнитогорск». Отслужив положенный срок, 1 ноября 2001 года она была выведена из состава ВМФ России.

На протяжении длительного времени комсомольские организации Южного Урала поддерживали и укрепляли шефские связи с подводными лодками, заботились о подготовке молодежи к службе в ВМФ, направляли тысячи своих воспитанников по комсомольским путевкам на подшефные корабли. Шефство комсомола над кораблями являлось одним из важных направлений в его патриотической деятельности, с помощью которого флот стал грозной силой и сформировался новый тип моряка, в совершенстве знающего военно-морское дело и отдающего службе и учебе все свои силы и знания.

Алексей Терехов, кандидат исторических наук, руководитель музея Военно-Морского Флота МАОУ СОШ №147 Челябинска