Имя Валерия Ярушина не нуждается в пояснениях. Песни легендарного «Ариэля» меломаны старшего возраста помнят, а молодёжь находит и скачивает нисколько не устаревшую музыку в Интернете. Программа «Линия жизни» дала возможность услышать её живьём. Когда объявили выход Сергея Шарикова, Ростислава Геппа и Бориса Каплуна, зал взревел. Хором скандировали «Порушку-Параню», «В краю магнолий» и другие ариэлевские хиты.

Хотя Валерий Иванович всем своим концертом хотел показать, что на прошлом не зациклился, а всё время движется вперёд. Постоянно пишет новые песни, даже падение метеорита увековечил в шуточном рок-н-ролле. В 2004 году он переехал из Челябинска в Москву, но его творчество по-прежнему неразрывно связано с Южным Уралом. Ярушин пишет песни на стихи южноуральских авторов, Сергея Семянникова и Сергея Смирнова. А на английский текст челябинки Евгении Ененко, пожалуй, самой известной в России поклонницы ливерпульской четвёрки, Ярушин написал песню «Сон русского битломана».

Одним из центральных событий концерта стал выход детей Валерия Ярушина, Алёны и Олега. Олег – композитор, аранжировщик, работал в популярной команде КВН «Уездный город» и в передаче «Comedy Сlub». Алёна – джазовая и рок-певица, наша публика приняла её восторженно. Перед началом концерта мне удалось немного пообщаться с Валерием Ивановичем и Алёной.

Валерий Ярушин: «Многие планы рушатся из-за организационных неурядиц»

- Валерий Иванович, у меня на рояле лежат ноты ваших песен для детей. «Аквариум детства» помните?

- Конечно, помню, время иногда такие повороты делает! Моя дочь Алёнушка снабдила меня мыслями, что надо писать детские песни. Я из-за неё начал это дело и втянулся. Мне и многие друзья говорили: «Слушай, нет современных хороших песен для детей! Малявкам предлагают петь о любви». На своё счастье я встретил Асю Горскую - она потрясающий поэт. Ушла из жизни, а стихи – очень тёплые – остались. Мы с ней в 1997 году записали два альбома – «Аквариум детства» и «Засыпалочка».

- Причём, это были магнитоальбомы. В цифровом варианте их нет.

- Это же можно сделать! Неужели среди родителей поющих детей не найдутся состоятельные, которые смогут оплатить хотя бы студию? И цены-то смешные. Футбольные команды мы можем покупать, а на детишек жалеем.

- В Википедии написано, что вы с 2015 года стали сотрудничать с фондом «Арт-Изо-Фест».

- Это была разовая акция, они просто пропиарились за мой счёт и всё, больше не приходят. Знаете, бывают такие люди: сначала предлагают множество идей, а потом раз – и куда-то исчезают.

- А какова ваша основная деятельность сейчас?

- Ну как можно пенсионера спрашивать о том, что будет дальше? Дай Бог до завтра дожить. А если серьёзно говорить, все планы рушатся из-за маленьких организационных неурядиц. У меня, честно вам скажу, год назад случился чёрный май. Я подготовил бенефис с тремя народными артистами Советского Союза – Иосифом Кобзоном, Дмитрием Харатьяном в качестве ведущего и Александром Сергеевичем Зацепиным, который согласился прийти сразу же после операции. Концерт должен был пройти в московском Доме музыки. Я сделал телевизионный сценарий. Но, к сожалению, руководство канала «Россия-1», внаглую, не объясняя причин, сняло съёмку. А когда съёмки нет, звёзды не придут – в Москве такой закон. То есть придут, но за очень большой гонорар. А если рейтинговый канал показывает, то не надо гонорара, их прельщает сама возможность показаться на экране. В общем, у меня всё рухнуло. Этот московский снобизм… Вся страна в коррупции! Праздничные концерты ко Дню полиции (День сотрудника органов внутренних дел РФ - авт.) и прочим знаменательным датам обслуживают одни и те же певцы. Я был в трансе: на рекламу несостоявшегося концерта улетела четверть миллиона рублей. А вот наша филармония – молодцы! Я здесь дома, хоть и в кавычках, но всё-таки дома.

- Вы сейчас едете на гастроли в Калугу, Саранск и другие города. Программа будет та же, что и в Челябинске?

- Там и программа, и состав другие – ретро-шоу «Мы из СССР». Есть у меня ещё состав англоязычный – это Алёнушкин состав. С ним мы в 2015 году здорово выступили – нас признали лучшей командой на фестивале «Битлз» в Ливерпуле. Туда битломаны со всего мира стекаются каждый год. Если бы я там победил 15 лет назад, меня встречали бы в Челябинске с духовым оркестром. А сейчас это не такая уж и помпа. Но вдумайтесь всё же: русская команда победила в логове «Битлз»! Это как если бы Бразилия стала чемпионом по хоккею.

- А песни группы Ариэль вы там пели?

- О чём вы говорите! Там поют только музыку Битлз в разных аранжировках. Мы там и называемся по-другому – «Back from the USSR». Это фестивальная команда, на наших концертах бывает редко. Не потому что дорогая, а потому что для неё нужна специфическая публика. А потом мы поехали в Бельгию и Финляндию. Это уже были гастроли по англоязычной аудитории. Не комсомольские песенки, которые мы вынуждены были петь во времена Советского Союза… Нам так жалко было, что мы растрачивали свой талант на какие-то коммунистические сходняки! Ну, три-четыре человека врубались в нашу музыку, а остальные нет. Стреляли из пушки по воробьям. А сейчас много концертных программ, и очень интересно получается.

-Как вы оцениваете творчество Алёны?

- Она растёт сама по себе, и у неё очень большой кругозор. Я для неё сейчас ничего не пишу, поскольку она поёт очень сложные вокальные тесситуры. Можно долго говорить на эту тему, но лучше просто послушать.

Алёна Ярушина: «Ищу себя через подражание»

- Алёна, как в такой маленькой и хрупкой женщине живёт такой невероятной мощи голос?

- Обнаружила его в себе совершенно случайно, когда мы с папой начали исполнять песни «Битлз» и ездить в Ливерпуль. Я там начала орать все эти битловские рок-н-роллы, и голос прорезался. В Ливерпуле меня тогда услышали другие ребята, которые играют более брутальную музыку. И я стала петь в трибьют-группе «Лед Зеппелин».

- Переводится как «Посвящение Лед Зеппелин»?

- Это означает, грубо говоря, что мы их песни поём. Вообще я очень много подражала, и до сих пор мне это интересно. Я себя ищу таким способом.

- А кому вы подражаете?

- Очень многим, от Уитни Хьюстон и Эллы Фицжеральд до Пугачёвой. Роберт Плант, Пол Маккартни, группа «Чикаго», «Вингер», «Аэросмит». Влюблена в глэм-рок, популярный в 1980-е. Всё это намешалось, и перемешивается до сих пор.

- Вы создаёте и свои авторские композиции?

- Да, просто они не записаны пока так, как я хочу. Надо там, здесь подлатать, музыкантов поднатаскать и понять вообще, как надо.

- Где вы получали музыкальное образование?

- Я здесь, в челябинской музыкальной школе училась на фортепиано, потом перешла в музучилище имени Чайковского, меня выгнали там со второго курса за профнепригодность – это у нас семейное. Когда переехала в Москву, стала учиться в педагогическом музыкальном университете – но это так, чисто для бумажки. На заочном, еле-еле. Причём, дипломную работу про вокал мне написала моя двоюродная сестра Женя, кандидат биологических наук. Я знаю, как петь, но не знаю, как писать эти дипломы!

- А кто ваш реальный учитель?

- Всего сама достигла. Очень много занималась, по шесть-восемь часов в день. Лишь недавно у меня появился vocal couch– это в переводе на русский даже не «педагог по вокалу», а «вокальный тренер». Кен Темплин в Америке достаточно известен, пел и поёт в роковых группах в стиле 80-х, у него своя академия вокала. У нас получился творческий тандем: он со мной занимается, а я на его ютуб-канале выкладываю каверы, которые мы вместе делаем. Он мне очень помогает с акцентом, обращает внимание на мелочи, скрытые от непрофессионалов. Как сохранить здоровье голоса, как переходить от чистого звука к хрипу.

- То есть человек при желании может петь хрипло, а может чисто? Я-то думала, что некоторые певицы специально «прокуривают» голос, чтобы хрипа было больше.

- Что вы, конечно, нет! Это все фитнес, мышцы. А если ещё и уши хорошие, быстрее поймёшь, как это сделать.

- Можете ли вы несколько слов сказать про вашу личную жизнь?

- Я мало об этом говорю, но я замужем за Константином Лашкевичем, через пару недель будет семь лет, как мы женаты. Он всегда ездит со мной. Не музыкант, но в музыке очень хорошо разбирается и во всём мне помогает.

- Поёте ли вы песни Валерия Ярушина или они не подходят природе вашего голоса?

- Напротив, обожаю их исполнять. Просто иногда они не вписываются в программу концерта. Вот пою я, к примеру, программу «Лед Зеппелин» - как я впишу туда папины песни? А на сольном концерте Валерия Ярушина я могу это сделать. Я очень люблю «Русь моя», «Танюшу» сегодня буду петь. «Ты музыка» Шарикова – офигенная вещь. Я к ней сама сделала аранжировку - у меня дома своя мини-студия, я там работаю. Современные русские песни не так люблю, а ретро обожаю - Анциферову, Пугачёву. Это Россия, а Россия – классная.

Олеся Горюк

Фото: Сергей Белковский