Его активистами в той или иной мере становятся сотни людей, которые вдруг осознают, что можно улучшить жизнь своего двора, района, города, области каким-то пусть даже малым делом. Лидер и основатель «Соцгорода», ныне депутат Госдумы РФ Андрей БАРЫШЕВ полагает, что ощущение собственной полезности, способности сделать что-то хорошее – это очень сильная эмоция.

Город в городе

– Андрей Викторович, с чего начался ваш интерес к общественной деятельности и как возникло движение «Соцгород»?

– История берет свое начало 19 лет назад. Это было продиктовано, наверное, какой-то внутренней потребностью. Мы, россияне, живем какой-то общностью – и в радости, и в горе. Так всегда было. Почему «Соцгород»? Движение начиналось в Металлургическом районе Челябинска. А он особый. Когда в 1943 году строился ЧМЗ, вместе с ним вокруг завода вырос городок для рабочих, так называемый социалистический город. «Соцгородом» долгое время называли весь район.

У него особый характер. Здесь собрались волею судьбы эвакуированные из разных мест – Ленинграда, Сталинграда, Липецка. История района объединила всех. Я родился в «соцгороде», хорошо помню чувство единения. Застал то время, когда не было замков на дверях. Мы жили все вместе. Город в городе. Наверное, в этом ощущении много ностальгического. Но это, на мой взгляд, правильное понимание жизни. Я попытался сохранить этот дух в организации, которая естественно унаследовала название «Соцгород». Все, что мы делаем, вписывается во внутреннюю идеологию. Наш девиз: «Пусть творить добро станет счастливым уделом нашей жизни!».

Мы разработали четыре основные программы: «Живите долго», «Мы верим в завтра», «Все начинается с детства», «Наш дом – наш город». Многие организации, поработав, исчезают, мы же, напротив, выросли из районной в областную. А для меня основным стимулом и даже в каком-то роде смыслом жизни стало вот это ощущение своей полезности. Когда ты видишь проблему, а потом понимаешь, что ее можно решить и кому-то помочь.

– Иногда возникает ощущение, что «Соцгород» готов заниматься всем. А еще сюда приходят люди со своими инициативами, полезными идеями, предложениями – и все они могут быть поддержаны. Не слишком ли большой замах?

– Наша деятельность многопланова, но всем и сразу заниматься невозможно. Да и не нужно, потому что жизнь меняется. Взять 90-е годы. Времена очень тяжелые. У нас была акция помощи ветеранам. Просто собирали продуктовые наборы для пожилых людей. Сегодня участники войны получают, в общем, достойную пенсию. Но людям важно и внимание.

Что-то уходит, что-то приходит. Мы держим руку на пульсе. В диалоге с людьми появляются идеи. Например, вот уже несколько лет проводим турнир по хоккею на валенках. Тоже ностальгическое. Я помню, как раньше взрослые мужики после работы присоединялись к детям и гоняли шайбу в дворовых коробках. Идея нашла отклик. Последний раз в турнире принимали участие 700 человек. Три возрастных категории. Приезжали даже команды из сельской местности. Вроде бы, развлечение, но по сути – социальный проект. Мы отвлекаем на здоровую забаву от улицы, пьянства, гаджетов. И денег больших не надо. В противовес сотням миллионов рублей, которые тратятся на спортивные шоу, мы за небольшие деньги организуем такие полезные и увлекательные мероприятия для наших людей.

Ценность морального удовлетворения

– Фактически «Соцгород» перехватил выпавшую из рук государства работу с людьми по месту жительства. А что вы еще считаете наиболее актуальным сегодня?

– Ну вот мы завели отдельное подразделение при движении – комитет народного контроля. Тема сверхактуальная. Есть закон о местном самоуправлении, мы пытаемся его развивать на местах, привлекая общественность. К примеру, рекомендовали управляющим компаниям включать представителей комитета народного контроля в состав комиссий, принимающих работу подрядных организаций. Как правило, это жители конкретного дома, где осуществляются какие-то работы. Человек, живущий в этом доме, – лучший контролер. Ему не интересны взятки. Ему важно, чтобы его дом нормально функционировал. Сейчас реализуется программа «Комфортная среда». И снова работа проходила под внимательным взглядом народных контролеров. Это ведь не только обеспечивает лучшее качество самих работ. Так возникает общность неравнодушных людей. Я всегда благодарю людей, которые откликаются на наши обращения, будь то субботник в лесу или «Овощная страда»…

– «Овощная страда» – это выезды на картошку?

– Нет, это еще один проект «Соцгорода». Мы обращаемся к садоводам и сельхозпредприятиям: в пик сезона бывают излишки урожая – овощи могут пропасть, а могут быть переданы в детсады, детдома, ветеранам. Люди активно откликаются. А мы развозим. Причем просим этих людей, чтобы они поехали с нами и сами вручили. Моральное удовлетворение от сделанного доброго дела, тем более, когда видишь, как люди благодарны тебе, – это хорошее и сильное переживание.

О вере в себя

– Можно ли сказать, что ниша общественных организаций там, где государство не дорабатывает?

– Первое. Мое убеждение: общественные организации и не должны подменять государственные органы. Госорганы работают где-то лучше, где-то хуже, но в целом все упирается в бюджетные возможности. У нас, кажется, 68 дополнительных полномочий передано с федерального уровня в регионы, которые не обеспечены деньгами. Это очень большая нагрузка.

Второе. Возьмем, к примеру, Управление соцзащиты. Оно работает с определенными категориями населения. И общественные организации работают с ними же. Но мы закрываем те места, где госструктуры не могут работать, даже если бы и хотели. Не предусмотрено законодательством. Мы же можем отреагировать неформально и более оперативно.

– Есть ли, на ваш взгляд, нечто, что мешает развитию гражданского общества сегодня?

– Главная проблема – социальная апатия. Возможно, эта пассивность – следствие кризисного периода в экономике. Может быть, у человека не хватает веры в то, что он своими усилиями может решить какую-то проблему.

– Это неверное ощущение?

– Нет! По опыту работы «Соцгорода» знаю: многие из проблем, которые поначалу кажутся нерешаемыми, могут быть решены. И гражданская активность не просто побуждает власть что-то сделать. Это еще и свежий взгляд со стороны, а значит, возможность найти новое, нестандартное решение какой-либо проблемы. Если мы будем молчать все время, стоять в стороне, думать, что нас не касается, дело не сдвинется. Сейчас власть открыта к диалогу. Я год работаю в Госдуме и вижу, что многие инициативы берутся в работу «с колес», а потом становятся законами, реально улучшающими нашу жизнь.

Челябинску – метро!

– Мы с героями нашего проекта обсуждаем будущее Южного Урала, пытаемся увидеть его, скажем, в 2035 году. Что в перспективе видите вы?

– В свое время Н. С. Хрущев пообещал коммунизм к 1980 году. Я не стану строить прогнозы на 2035 год, надо еще дожить. Скажу о другом. Мы сейчас идем по пути развития агломераций. Это рационально с точки зрения ресурсов и удобно для жизни людей. Когда-то мы соревновались с Екатеринбургом. Однако у нас потенциал для развития не то что не меньше, а я думаю, больше. Вот аэропорт Кольцово. В его инфраструктуру хорошо вложились, он оттягивает часть пассажиропотока у нашего Баландино. Но ведь по климатическим условиям у них в три раза меньше летных дней, чем у нас! Вспомним, что в челябинском аэропорту и взлетно-посадочная полоса лучше. Почему бы нам не развивать его?

Надеюсь, мы проведем саммит ШОС-БРИКС в 2020 году, сюда придут федеральные деньги. Челябинск достоин того, чтобы выглядеть по другому. Мы традиционно регион-донор. Сейчас нам нужна от федерации помощь – и мы еще больше будем зарабатывать для страны! Возможно, настала пора задуматься о бюджетном регулировании, чтобы в пользу провинции перераспределять больше средств, которые бы шли на создание инфраструктуры в регионах. А это и есть Россия.

Нам нужно развивать сельское хозяйство – у нас это получается, здесь мы опережаем Свердловскую область. Помочь бы немного с тарифами и кредитами сельхозпроизводителям...

А Челябинску нужно достраивать метро. Дальнейшее развитие города без метро невозможно. При сегодняшнем уровне жилищного строительства через несколько лет в час пик мы получим трех-четырехчасовые пробки. Кстати, Москве я езжу только на метро. Единственный предсказуемый транспорт.

Справочно: Барышев Андрей Викторович родился в 1966 году в Челябинске в семье потомственных металлургов. После окончания школы № 61 служил в армии. С 1986 года начал работать водителем на автобазе № 1 Металлургического района Челябинска и одновременно учился в ЧГИФК. По окончании института работал тренером во Дворце спорта ЧМС. Мастер спорта по тяжелой атлетике. В 2004 году закончил Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В 1998 году Андрей Барышев создал общественный фонд «Соцгород», который в 2011 году перерос в областное общественное движение. Трижды, в 2011, 2012 и в 2016 годах, «Соцгород» становился победителем областного конкурса социальных достижений «Меняющие мир». В 2006 году Андрей Барышев удостоен награды «Ювента» за личный вклад в реализацию молодежной политики Челябинска. В 2007 году награжден медалью «Национальное достояние» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» в номинации «За благородство помыслов и дел». В 2008 году за вклад в деятельность по профилактике и борьбе с наркоманией ему вручена награда «Золотой орел». В 2009 году награжден почетной грамотой губернатора Челябинской области.