Чтобы сохранить память о тяжелых временах в истории нашей Родины, в Челябинской области уже третий год запускается акция «Блокадный хлеб», к которой с каждым разом привлекается все больше и больше территорий. Накануне проведения акции мы встретились с одним из ее инициаторов, заместителем руководителя регионального отделения Поискового движения Челябинской области Евгением Гуриновичем.

Заинтересовать – удалось

– Расскажите, как вам пришла идея проводить акцию «Блокадный хлеб»?

– Мы рассматривали различные памятные даты в истории России, и, конечно же, одной из важных дат можно считать 27 января, день полного снятия блокады Ленинграда. Подумали и решили посвятить этому событию именно такую акцию – «Блокадный хлеб».  Мы нашли карточки, по которым выдавалась пайка хлеба, те самые 125 грамм, отыскали рецепт в Интернете (конечно, адаптированный, без известки, клея и опилок). Сами испекли, попробовали. И в этот момент пришло осознание, что сейчас мало кто из представителей подрастающего поколения может представить, а сколько это – 125 грамм на неработающего человека.

– И вы решили, что предложите эту акцию школам?

– Да. Мы позвонили в несколько школ, отправили письма. Многие с удовольствием откликнулись. На следующий год мы решили, во-первых, расширить рамки, во-вторых, сделать акцию единовременной. Где-то ее совмещали с тематическими уроками, где-то проводили выставки, возлагали цветы к мемориалам. Мы в прошлом году ездили в гимназию № 48, представили собственную выставку «Хранители памяти», рассказали о блокаде и потом выдали пайку по талонам. Для детей это было странно, ведь они никогда с таким не сталкивались.

Хлеб на вес золота

– Почему вы решили поговорить со школьниками именно о хлебе?

– Потому что отношение к хлебу было другое, он был на вес золота, не всегда даже удавалось его получить. Потерял талон – считай голодный. А ведь это все, что было во время блокады, не считая животных. Дети удивляются, когда им говоришь о той ситуации, которая сложилась в Ленинграде, что люди были вынуждены есть кошек и их численность начала резко снижаться, что после этого город заполонили крысы. Тогда кошки еще раз спасли Ленинград – из истории мы знаем, что после снятия блокады в город привозили несколько эшелонов с кошками. Молодежь не знает эти тонкости – и в этом вся проблема.

– Как дети воспринимают это? Как игру?

– К сожалению, не все понимают трагичность и одновременно героическую суть тех событий. Но большинство проникается, подходят потом и в личной беседе уточняют информацию, кто получал такие карточки, какой именно был рецепт хлеба, стараются понять, как люди выживали и боролись. Мы стремимся заинтересовать даже тех школьников, кто привык сидеть «в телефоне», кто был не любопытен к истории своей страны, мы стараемся, чтобы наш проект был максимально интересным. Например, в гимназии № 48 в прошлом году на нашей выставке среди прочего были представлены макеты оружия – их можно подержать в руках, сфотографироваться.

Вещи с историей

– Расскажите подробней о проекте выставки «Хранители памяти».

– Этот проект реализуется уже на протяжении трех лет. Там представлены вооружения военного времени и экспонаты, которые мы находим в ходе поисковых экспедиций. Это все каждый год обновляется. Каждый наш экспонат имеет свою историю, хотя все они абсолютно разные. Может быть, это будет часть фюзеляжа самолета или что-то небольшое, но очень значимое с человеческой точки зрения. Например, нож сапожника, найденный нашими поисковиками в районе деревне Гайтолово, которая в годы войны была стерта с лица земли. Там было 63 двора и один из них – двор ремесленника, который делал сапоги. Мы нашли его вещи, нитки, готовые изделия. Взяли один из клубочков сфотографировать – и он, как снежок, растаял. Среди прочего нашли и нож, которым сапожник кроил изделия. Дети могут трогать экспонаты руками, и это наше преимущество перед музеями. Кроме того, во время нашей выставки мы ведем агитацию молодых людей, чтобы они вступали в поисковое движение. На наш взгляд, проекты «Блокадный хлеб» и «Хранители памяти» органично дополняют друг друга и позволяют провести большую интересную акцию.

Дети не знают

– Насколько современные дети осведомлены о событиях Великой Отечественной войны?

– Ежегодно мы наблюдаем одну и ту же картину: задаем детям вопросы, связанные с блокадой Ленинграда, например, «Когда произошел прорыв вражеского кольца?», и почти никто не может ответить. Порой, сталкиваемся с тотальным незнанием ответов на какие-то конкретные наши вопросы, хотя они, в принципе, не такие уж сложные, касаются лишь самых ярких событий. Отвечают лишь единицы. Почему современные школьники не знают историю собственной страны? Вопрос риторический. Дети перекормлены разнообразной, ненужной подчас информацией, а важные моменты, даже если они изучали это на уроках в школе, не остаются в памяти.

– Ваши мероприятия хоть как-то меняют эту печальную статистику?

– Я думаю, что да. Ведь мы не рассказываем об истории отстраненно, а пытаемся сделать так, чтобы молодежь задумалась. Я говорю: «Представьте, что вы кушаете на обед в столовой. И первое, и второе. А теперь представьте, что вместо этого перед вами – 125 грамм черного хлеба, и больше есть нечего». Некоторые после этого начинают задумываться, конечно, не все, но тем не менее. Даже если после урока всего один человек откликнется на наш посыл, у него перевернется что-то в душе – уже хорошо. Кто-то настолько проникается этой темой, что вступает в поисковый отряд. Поисковое движение сейчас интенсивно развивается – в Челябинской области на сегодняшний момент создано уже 39 поисковых отрядов.

– Сколько территорий и учреждений примут участие в акции в этом году?

– Участие в акции будут принимать 15 субъектов Челябинской области: Челябинск, Копейск, Троицк, Миасс, Коркино, Куса, Чебаркульский район, Чебаркульский городской округ, Магнитогорск, Агаповка, Миасское, Нижний Уфалей, Варна, Кыштым. В Челябинске к нам подключится несколько вузов – в этом году мы сделали упор именно на такой контингент, как студенты. С нами будет ЧГАУ, ЧГИК, УралГУФК, автотранспортный техникум, Челябинский механо-технологический техникум. Среди общеобразовательных учреждений –  школы № 137, № 147, № 153, гимназия № 48 и другие.

Горькая память

– Напоследок вопрос: кто изготавливает хлеб для ваших мероприятий? Он фабричного производства или ручной работы?

– Хлеб для нас пекут в фабричных условиях. В современных условиях изготовить хлеб не так сложно – процесс менее трудоемкий, в основном все делают машины. Повторюсь, наш «блокадный хлеб» не повторяет точную рецептуру, можно сказать, что он адаптированный, в нем нет ни клея, ни опилок, мы выдаем его только в перчатках, кладем на салфетки – все соответствует требованиям и нормативам. Скажу, что, несмотря на отсутствие некоторых компонентов, наш хлеб все равно отличается от того, что можно купить в магазинах. Он похож на ржаной, только грубого помола, чем-то напоминает бородинский, но не такой сладкий, а скорее – горький.