Биографическая справка

Родился 27 апреля 1951 года в Челябинске. После армии работал кинооператором на Челябинской студии телевидения. В 1981 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии по специальности «Режиссура документального кино- и телефильма». В 1981 - 1987 годах – режиссер Ленинградской студии документальных фильмов. Автор сценария и режиссер более 50 документальных, художественно-публицистических фильмов и телепроектов. В 1990-е и 2000-е годы был режиссером циклов телевизионных передач «Авторский блокнот», «Запретные темы», «Адмиралтейский час» в Санкт-Петербурге. Автор романа-биографии «Владимир Высоцкий». С 2009 года доцент кафедры режиссуры телевидения Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, с 2010-го – куратор мастерской режиссеров телевидения. В 2012 - 2016 годы – председатель государственной аттестационной комиссии в Челябинской государственной академии культуры и искусств, ведущий мастер-классов по методике преподавания профессиональных дисциплин. Фильмы Петра Солдатенкова не раз становились лауреатами международных и российских фестивалей неигрового кино.

– Петр Яковлевич, расскажите, что повлияло на ваш выбор профессии?

– В раннем детстве я футболистом хотел стать, увлекался спортом. Но в шестом классе получил травму и желание пропало. В седьмом классе я прочитал книгу Романа Кармена о работе кинооператора и загорелся проявить себя творчески. Помню, написал в школьном сочинении, что хочу снимать кино, ездить по миру и рассказывать людям о том, что увидел своими глазами.

– Как начинался ваш творческий путь?

– В седьмом классе я начал заниматься фотографией в фотостудии Дворца пионеров и школьников под руководством Виктора Муршеля. Этот педагог заставил меня по-новому взглянуть на искусство фотографии, привил буквально молитвенное к ней отношение. В восьмом классе был участником всевозможных районных и городских выставок, один раз даже в Москву отправили на всесоюзный слет. И уже после армии пришел работать на Челябинское телевидение, в памятное здание по адресу: ул. Орджоникидзе, 54Б. Сначала был фотокорреспондентом, затем прикоснулся к видеокамере и пробовал себя в качестве оператора. С тех самых пор я и понял, чему посвящу свою жизнь.

– Пробовали ли себя в других профессиях до армии?

– Я работал на заводе ЧТЗ. Правда, недолго, всего пару месяцев. Был такелажником. Работа простая, но физически тяжелая и грязная. На завод меня привел отец, он был начальником цеха и ему не нравилось, так сказать, что я болтаюсь без дела. Я прочувствовал всю рабочую романтику. Шагая по заводской проходной, я ощущал себя частью большого взрослого братства.

– Большой отрезок творческого пути вы посвятили Владимиру Высоцкому. Каково на сегодняшний день поле памяти этой личности?

– Владимира Семеновича снимали очень мало. Мои педагоги во ВГИКе не понимали, что я так к нему прикипел. И сокурсники недоумевали. Это сейчас Высоцкого все любят. Даже если кто-то не любит, то вслух не скажет. Не принято. Не все слушают, но очень многие любят. А тогда было наоборот. Слушали все. Но принято было не любить. Как-то так получилось, что его воспринимали как диссидента. Хотя он гражданин своей страны, его отец, его близкие принимали участие в войне, он к этому свято относился. Идиотизм не любил, да. И открыто об этом говорил. Дело даже не в партийных каких-то ограничениях, что ему чинили. Он был невыносим для коллег по цеху. Для них было дико понимать, что пришел такой «хрипатый» певец и собирает целые залы, стадионы. Такой апофеоз высшей несправедливости в глазах артистов той эпохи. Лично для меня Высоцкий не то, что забыт, он и не открыт вовсе.

– О чем снимают кино нынешние студенты? Какими идеями горят?

– Ох, с этим у меня горе. Испытываю трудности с нынешними студентами. Они пытаются расширить кругозор, но у них не получается. Они не представляют, что такое историческая память, испытывают интерес к певцам, рокерам, танцорам. Очень редко и весьма поверхностно им удается показать истинную человеческую суть. Печально. Раньше студенты выпускались с приличными дипломными работами, а сейчас даже не знаю, что будет. Понимаете, профессии режиссера невозможно научить. Можно только научиться. Самому пробовать, спотыкаться и начинать заново.

– Что для вас означает выражение «светлое прошлое»?

– О, это целый комплекс чувств, переживаний, я даже не знаю, как это выстроить в ряд. Помню улицу Спартака, ныне проспект Ленина, арку на Комсомольской площади, помню себя маленьким на велосипеде, одна рука перевязана, я тогда сломал ключицу, и все равно крутил педали. Вот это самое светлое прошлое. Бесконечные стройки на пустырях, на которых мы гуляли и зимой, и купались в первых весенних лужах. Именно здесь, в родном Челябинске я научился играть в футбол, районные и городские турниры нас активизировали, учили работать в команде. И это тоже мое светлое прошлое. Помню озера – Тургояк, Еловое. Походы на Таганай, долгие пешие прогулки. Снимешь рубашку, ляжешь на горячие камни – вот то, ради чего стоит жить и быть. Я перед вручением премии несколько ночей не спал, такая ностальгия нахлынула, вплоть до слез. Но слезы были светлые. И сегодня я бесконечно счастлив быть здесь, в родном и любимом Челябинске.

Анастасия Посохова, фото Алексея Гольянова