Нина Ягодинцева – известный поэт, педагог, исследователь феномена литературного творчества, кандидат культурологии, доцент Челябинского государственного института культуры, наконец, секретарь Союза писателей России. В последнее время Нина Александровна проявила себя и как публицист, находя взаимосвязи актуальных геополитических сюжетов с частными, казалось бы, творческими практиками. «Технологии хаоса просты, не оригинальны и паразитируют на технологиях культуры», - замечает она… Но начали мы наш серьёзный разговор с темы Южно-Уральской литературной премии, организатором которой является движение «За возрождение Урала», а Нина Ягодинцева все эти пять лет возглавляет жюри литературного конкурса.

Литература и антилитература

- Что вы вынесли из вашей работы во главе жюри премии?

- Очень многое. Во-первых, большой объём книг, ежегодно поступающих на соискание премии, показывает общероссийские тенденции развития, силовые линии, которые прокладывает современная литература. Они очень интересны. Ведь сегодня книгоиздание – почти исключительно коммерческая деятельность, и государством практически не поддерживается. То, что мы видим в СМИ и на полках книжных магазинов, отражает эту коммерческую составляющую. И с каждым годом подлинная литературная реальность отличается от коммерческой интерпретации всё больше.

Во-вторых, премия – не только раздача наград, но и формирование связей между регионами, и важно, что центром этих связей становится Челябинск. Этой премией мы активно поддержали тенденцию формирования единого литературного поля страны, крайне необходимого сегодня для осмысления нашей жизни и создания образа будущего.

- Как складывается дальше судьба лауреатов ЮУЛП, их произведений?

- Задача конкурса конкретна: найти лучшие книги, обратить на них внимание критиков и читателей. А ещё у нас есть мечта – издать библиотеку премии для южноуральцев. Это была бы достойная коллекция лучших современных литературных произведений.

Очень бы хотелось, чтобы к пропаганде книг подключалась критика. Но сегодня это целиком благотворительная деятельность, основанная исключительно на энтузиазме. А без профессиональной критики литература теряет систему критериев, и читателю в рыночном потоке трудно разобраться, что является литературой, а что – литературной самодеятельностью…

- Второе вы называете антилитературой?

- Нет, второе – это форма досуга, она не имеет общественного значения. Антилитература – продолжение тех постмодернистских тенденций, которые у нас пышно цвели со второй половины 90-х годов. Нужно различать три типа творческого сознания: созидательный, разрушительный и новаторский.

Первый тип развивает сознание, связывает разнородные элементы жизни в единый образ мира. Он всегда опирается на национальную духовную традицию – успешный опыт коллективного выживания в конкретном географическом и историческом пространстве. Новаторский тип разрабатывает актуальные формы для той же традиции, даже если формально отрицает её. Деструктивный тип сознания целенаправленно занимается разрушением смыслов. У нас это началось с разрушения советских идеологем, затем объектом разрушения стала сама русская литература и культурные традиции – вплоть до языка, самого материала творчества.

- Наш конкурс защищает традицию?

- Сегодня жизненно важно сохранять традицию: перемены идут стремительно, и необходимо поддерживать равновесие в этом движении. Тем более что очевидны и сильные негативные тенденции. Наша духовная основа – это наша надёжная страховка. Традиция не исключает творческого поиска: смысловое ядро её неизменно, а периферия – формы и средства выражения – изменчивы. Отказ от традиционного синтаксиса и пунктуации – не криминал, в какой-то момент это может быть писателю и необходимо. Но совокупный нравственный опыт бытия на этой земле, в этой истории разрушать нельзя. И рано или поздно становится очевидно: хватит разрушать, пора строить, возводить стены, потому что иначе нам будет негде жить! Южно-Уральская литературная премия транслирует серьёзный поворот общества к традиции.

- Буквально на днях были внесены изменения в положение о нашей литературной премии. В частности, исчезла номинация «Драматургия», а в номинации «Литературное краеведение и публицистика» в 2017 году будет целых два победителя. С чем связано такое решение?

- С «Драматургией» ничего драматичного. В 2016 году в неё было подано три заявки, но ведь драматурги ориентированы сегодня на театральные постановки, у них есть своё сообщество, выходящее напрямую на театры, и свои конкурсы. У нас же более книжная премия.

А вот краеведение переживает расцвет. И это важно – ведь интерес к прошлому закладывает проект будущего. В этом плане краеведение отрабатывает на полную мощь. Всплеск краеведения всегда предшествует всплеску художественной литературы. Это закономерность, подтверждаемая моими наблюдениями на протяжении многих лет.

Память, зеркало, проект

- Какие задачи сегодня решает решает русская литература?

- Есть три социально значимые задачи литературы. Это память, зеркало и проект.

Начнём с памяти. Сегодня за наше прошлое идёт ожесточённая борьба. Нет цельной картины нашей истории. В немалой степени потому, что история переписывается и «передёргивается» весьма жёсткими средствами. Возьмём недавний пример – кампания по очернению подвига Зои Космодемьянской. Уже сама возможность возникновения в культурном поле такого вопроса – подвиг или диагноз? – это очень жёсткий знак.

Далее – зеркало, в котором отражается день сегодняшний. Что мы видим? Зеркало, как минимум, туманно. Торжествует литература коммерческая или продвигаемая по идеологическим соображениям. И эта литература показывает нам не нас.

Наконец, проект будущего. За это тоже идёт борьба. Практически все предлагаемые нам проекты негативны. Собственно, борьба за прошлое – это часть борьбы за будущее. У нас борьба по всей вертикали литературных задач.

- Может ли помочь нам в этом образ положительного героя? Помнится, в советское время о его поиске была целая дискуссия…

- Его кинулись искать, когда уже возник очевидный разрыв между идеологией и реальной жизнью. И поскольку сам посыл был идеологически перегружен, то никакого положительного героя найти не могли в принципе. Сейчас же об этом вообще речь вести очень сложно. Хотя, с другой стороны, любой проект начинается с человека. И понятно, что герой – тот, кто реализует свою волю к жизни в ситуациях критического сопротивления среды и обстоятельств. Мы не можем заказать такую литературу и таких героев, но можем искать, находить, приветствовать, пропагандировать. Если выдать прямой заказ – тут же возникнет толпа картонных персонажей, которые будут соответствовать задаче только по форме.

Проект будущего никогда не бывает индивидуальным. Это всегда коллективное усилие, совокупность произведений и системная работа, включающая в себя отбор, оценку художественного произведения, трансляцию, пропаганду, широкое обсуждение.

- То есть некую инфраструктуру литературы?

- Конечно. Ведь мы сегодня даже не знаем – а может быть, этот проект уже есть?

Начинать с писателей

- Есть мнение, что сегодня чтение самоценно. Не так важно, что именно люди читают, главное – что читают вообще…

- Это такое опасное лукавство! Ведь книги очень разного качества! Особенно для детей. Родителям сейчас приходится тщательно выбирать, что давать читать своему ребёнку.

А проблему чтения как такового создал тот самый зазор между коммерческой литературой со своими рыночными параметрами и реальной жизнью, которая требует ответов на вопросы. Если литература не даёт ответы – люди перестают читать. Поэтому убеждена: начинать надо с писателей.

- Вы много лет занимаетесь с молодыми литераторами. В конце 90-х и в начале 2000-х это была «Литературная мастерская», теперь – литературные курсы в ЧГИК. Много желающих стать писателями?

- Ну и плюс две студии – «Апельсин» (гимназия № 26) и «Взлётная полоса» (ЧГИК). Молодые люди хотят, чтобы их слово было услышано. Приходят очень многие, и через короткое время становится понятно, кто хочет работать, а кто пришёл самовыражаться. Желание высказаться должно «встретиться» с формами культурного диалога. И человек должен не просто их освоить, а в какой-то степени и развить.

Самосозидание и самовыражение – две тенденции в современном творчестве. Когда человек собирает себя, он нуждается в идеале, пусть даже смутном. В самовыражении снимаются все культурные регуляторы, и оно слишком часто превращается в саморазрушение. И первый, кто расплачивается за это – писатель, ещё быстрее поэт: в поэзии другие скорости. Трагедии здесь нередки, в том числе и у нас в Челябинске. Жизнеспособно или нежизнеспособно – это не выбор между «нравится» и «не нравится»…

К прочтению

- Помимо Южно-Уральской литературной премии, вы семь лет были членом жюри Бажовской премии. Можете ли вы назвать произведения, которые произвели лично на вас сильное впечатление?

- Конечно. Например, роман «Облачный полк» Эдуарда Веркина из Иваново, за который в жюри Бажовской премии была буквально битва. Это история о юном герое Великой Отечественной Лёне Голикове. Представьте: партизанский отряд, дети в лесу, зима, землянки. Нужно просто выжить, где-то добывать пищу, готовить еду. И - воевать. И это юная жизнь, первая любовь, соперник... После прочтения такого романа очищается сознание, жизнь воспринимаешь без наносного. В этом и задача литературы.

- Эта повесть была опубликована?

- Да, в журнале «Урал» и других изданиях. У неё относительно счастливая судьба. Повесть заметили, отметили премиями. В том числе Бажовской … Роман «Заполье» лауреата Южно-Уральской литературной премии Петра Краснова из Оренбурга - о 90-х годах. Это глубокое художественное исследование темы предательства. Автор ставит перед собой колоссальную задачу, требующую ответных усилий и от читателя.

Из «свободного» чтения большое впечатление произвела трилогия екатеринбургского писателя Александра Кердана «Земля российского владения». По жанру – историко-приключенческая проза, но за острой фабулой – открытие, освоение и утрата Россией Аляски – корни многих глобальных проблем современности, завязанных, кстати, тоже на проект человека и проект будущего.

И никаких гарантий!

- Нина Александровна, вы – не только культуролог и педагог, но прежде всего поэт. У вас сегодня, выражаясь словами Вознесенского, стихи случаются?

- В 2012 году вышли три книги подряд: в Санкт-Петербурге, Германии и Барнауле. Сейчас на столе – вёрстка новой книги стихов, на следующей неделе отдаю в типографию. Моя жизнь никогда не была благоприятной для занятий поэзией. Поэтому утро – время чистого сознания – время стихов каждый день, начиная с 1980-х. Хотя нет никаких гарантий, что после двух часов работы появится хотя бы строчка… Стихи приходят сами, но нужно быть к ним готовой. И это тоже труд…

 

Слово об Учителе

Павел Карякин, руководитель литературной мастерской Челябинской областной универсальной научной библиотеки и региональной программы «Исток+», выпускник первых литературных курсов (2011)

– «Основы литературного мастерства» в Челябинском государственном институте культуры ведёт секретарь Союза писателей России, кандидат культурологии, поэт, автор двадцати поэтических книг Нина Александровна Ягодинцева. Что могу отметить как непосредственный участник и выпускник этих курсов? Первое. Занятия проходят в довольно демократичной обстановке, что позволяет чувствовать себя вполне свободно и не быть пленником неких шор или розовых очков. При этом присутствует некоторый элемент сотворчества, когда и семинаристы, и преподаватель черпают друг от друга мысли и идеи. Второе. Необходимый профессиональный инструментарий, который художник, варясь в собственном соку, нарабатывает годами методом проб и ошибок, можно получить за полгода у настоящего Мастера своего дела! Кроме того, художник, достигший всего своим умом и интуицией, может лишь предполагать о качестве приобретённого опыта, и сомнения о том, что «правильно» или «неправильно», будут оставаться всегда, в то время как при профессиональном обучении будут чётко расставлены все точки над i. Третье. Литературные курсы Нины Ягодинцевой способствуют формированию собственной осмысленной концепции и системы взглядов на литературный процесс. И, четвёртое, очень важное. Нине Александровне удаётся идеально совмещать вопросы, касающиеся чисто технологической части писательского ремесла и духовно-нравственные аспекты прошлого и настоящего, уделять большое внимание внутреннему миру художника, его непрерывному взаимодействию с миром внешним, постоянному поиску ответов и сверхзадач. Ведь написать грамотное, выверенное с точки зрения законов литературы произведение недостаточно. Важно, что автор несёт при этом в своём сердце. Истинное искусство без участия сердца состояться не может.

Валерия Литвиненко – руководитель детской литературной студии Дворца пионеров «Алые паруса» и Открытого детского городского конкурса «Алые паруса творчества»

– Говорю о себе с гордостью: я – курсант-третьегодник. Правда, так произошло не из-за моего неуспевания, на третий или второй год меня ни разу ещё не оставляли, честное слово. У всех участников литературных курсов Нины Ягодинцевой есть счастливая возможность после первого года обучения продолжать посещать занятия. И я уже хожу на её курсы уже третий год.

Эти литературные курсы – уникальная, потрясающая возможность произвести в себе сразу несколько эволюций: творческую, культурную, мыслительную. Информация, которую мы получили, которой Нина Александровна нас сразу же учит пользоваться, даёт нам возможность посмотреть на мир, на себя в мире, на процесс творчества абсолютно по-новому, глубоко и осмысленно. После каждого занятия с Ниной Александровной главное желание, которое немедленно возникает, – сделать что-то хорошее, привнести в мир доброе, искреннее, свежее. Удивительно ещё то, что Нина Александровна никогда не повторяется в лекциях или заданиях, они всегда чуть-чуть другие, с новым взглядом, ощущением. Благодаря Нине Александровне мой взгляд на искусство и творческий процесс изменился, отношение к жизни, человеку и сказанному слову обновились, даже какие-то бытовые вещи и дела попали под эту трансформацию.

Курсам Нины Ягодинцевой уже семь лет, и они не только не сбавляют обороты, напротив – они развиваются, крепнут, цветут. Слушателей на курсы приходит всё больше. И всё больше людей стремится увидеть жизнь, искусство и человека рядом – через призму не быта, а творчества, созидания. А Нина Александровна – необыкновенный поэт и педагог, которой хочется пожелать ещё больше сил, ещё больше энергии, благодарных учеников и радости новых первооткрытий.

Павел Большаков, слушатель седьмых литературных курсов (2016-2017)

– Я соскучился по умному слову о русском языке и русской литературе. Прошло больше 30 лет после окончания МГУ им. М. В. Ломоносова, где я с открытым ртом слушал лекции знаменитых профессоров, авторов многих учебников и справочников по родному языку, специалистов по творчеству Пушкина, Толстого и Достоевского. В прошлом году пришёл в Челябинский институт культуры по зову истосковавшейся души на курсы Нины Ягодинцевой, о которых слышал далеко за пределами литературного Урала. И утонул в море лекционного удовольствия и семинарских дискуссий. Я снова окунулся в студенческую свою молодость. И вновь захотелось познавать и понимать неизведанное. Для меня поэзия в смысле литературного анализа была настоящей китайской грамотой. Но как восхитительно дипломатично, и в то же время по-диктаторски категорично, отстаивает чистоту поэтического языка Нина Ягодинцева. Складывается впечатление, что она – последняя из могикан, кто стеной стоит на страже русской поэзии, национальной культуры и настоящей литературы. Неслучайно многие писательские организации из других регионов России постоянно приглашают её провести хотя бы недельные семинарские занятия. И Нина Александровна, что называется, мотается по литературному Отечеству нашему. Без устали и с удовольствием. Кроме того, она замечательный литературный редактор. На её счету – сотни авторов и книг, спасённых от неряшливости стиля или обычной писательской самоуверенности.

Представьте себе, Нина Ягодинцева первая в России написала методическое пособие по безопасности творческого труда. На самом деле – это предмет первой необходимости для тех писателей и поэтов, которые предрасположены к самовыгоранию или к периодическим творческим кризисам. И мы слушаем, слушаем своего Учителя уже третий месяц. И – слышим!

Ваши благодарные ученики-последователи в меру сил и талантов будут способствовать этому благородному процессу – защите всего настоящего от ПСЕВДО…