Наше кино - лучше заморского, посмотреть его стоит и смотреть его будут ещё долго. Оно зрелищно, познавательно, в нём есть мысль и чувство. Наконец, «Время первых» - это про что-то важное о нас.

Три раза мог погибнуть

Историю, которую экранизировали продюсер Тимур Бекмамбетов и режиссёр Юрий Киселёв, была буквально надиктована им главным героем – знаменитым лётчиком-космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым. Первым человеком, вышедшим в открытый космос. Когда в советское время нам говорили о героизме космонавтов, было не всегда понятно: а в чём, собственно, состоит героизм? Нам ведь старались докладывать только о победах…

Алексей Леонов, выполнив свою историческую миссию, остался жив. Но вот ведь сила искусства: даже зная итог того полёта, большинство зрителей до самых последних минут фильма не уверены в том, что всё обойдётся. Три раза Леонов мог погибнуть. Более того, по признанию Тимура Бекмамбетова, создатели фильма, вопреки расхожему мнению, драматизм не усиливали, а напротив – даже приуменьшили. Как ни странно – ради большей достоверности: иначе был бы перебор и зрители подумали бы, что их сознательно пугают. Между тем самый первый зритель Алексей Архипович Леонов после просмотра долго молчал, а когда его спросили о впечатлениях, выдохнул: «Только теперь я понял, как там было страшно».

«Догнать и перегнать Америку»

Космос в 60-е годы стал полем для соревнования двух систем. Советскому руководству важно было «догнать и перегнать Америку». Американцам, после того как они пропустили вперёд спутник и Гагарина, нужно было наверстать упущенное. При этом технологически мы шли «ноздря в ноздрю». Исход гонки решала степень готовности к риску и, увы, к самопожертвованию. А это уже всегда разговор о человеческом. По словам продюсера, люди в России устали от необходимости давать оценку прошлому, ломая копья и расходясь по разным лагерям, подчас непримиримым. Зато есть огромный запрос на новую – не рыночную, но человеческую – интерпретацию понятия «успех». И предлагают свою: успех – это когда у человека есть мечта, пускай романтическая и «безумная», но вдруг она реализуется несмотря ни на что. Это очень тонкий подход, который одновременно решает другую сложную тему – патриотизма и национального характера. В сущности, российский народ всегда жил мечтами – революция, победа в Великой Отечественной, наконец, покорение космоса – это всё реализованные мечты. Вот только сейчас мы свою новую мечту, учитывающую весь положительный и негативный опыт, нащупать не можем…

Бекмамбетов говорит, что съёмочная группа делала кино, в сущности, для одного человека. И в каком-то смысле это очень верное решение. Во-первых, на всех не угодишь. Во-вторых, у них с режиссёром Юрием Киселёвым была сверхцель. Они искренне любят людей, о которых снимали своё кино. Как любят, очевидно, и само время. 60-е годы прошлого века – особенные в истории нашей страны. Война и ГУЛАГ позади, страна живёт на подъёме после полёта Юрия Гагарина. Уже не коммунизм, а космос – национальная идеология. Люди подняли голову – в прямом и переносном смысле. Сколько в этом времени достижений, а сколько романтики и надежд! «В это время нельзя было не влюбиться», - говорит Бекмамбетов. Этому чувству мы обязаны очень тщательным подбором антуража эпохи, вплоть до каких-то мелких деталей быта.

Максимальная достоверность

Несомненно, у этого фильма три основных персонажа – Алексей Леонов, командир экипажа Павел Беляев и, конечно, генеральный конструктор Сергей Королёв. Их роли исполняют, соответственно, Евгений Миронов, Константин Хабенский и Владимир Ильин. Настоящее созвездие актёров и характеров. Миронов – универсальный актёр высшей пробы, но тут было и удивительное попадание в характер Леонова – необычайно смелый, ищущий, всем интересующийся, целеустремлённый, но одновременно мягкий, иногда трогательный. Это весьма непросто органично совместить, тем более зная, что тебя постоянно оценивает тот, кого ты играешь. Хабенскому, кажется, тесно в роли ответственного и аккуратного подполковника ВВС, однако внешне он на удивление похож на реального Беляева. А вот Ильин на Королёва не похож, но в образ попал, как в ложемент. Генеральный конструктор – центральная фигура эпопеи, если не эпохи. Он и с космонавтами, и с инженерами, и с военными и с генсеком. И везде остаётся Королёвым.

Лёгкому характеру Леонова и актёрской импровизации мы должны быть признательны за остроумные шутки и не предусмотренные сценарием реплики. Они не просто удачно вплелись в ткань драматического повествования, но, стравив лишний пафос, придали героям необходимые личностные штрихи. Здесь это важно, поскольку возможностей для раскрытия характеров у сценаристов и режиссёра было немного. Нужно ведь рассказать историю, переложив её на язык почти что триллера, а ещё - поместить зрителя внутрь своеобразного аттракциона. Благодаря компьютерной графике мы впервые в отечественном кинематографе увидели полёт в космос с максимальной технической достоверностью. Что, кстати, отметил сам Леонов.

«Королёв упасть не может»

Для съёмок было сделано два макета космического корабля. По словам Бекмамбетова, самым сложным технически было снимать в тесном пространстве, да ещё имитируя невесомость. Для этого актёров подвешивали на множестве тонких тросиков. К слову, «стрирал» их при монтаже наш земляк, художник компьютерной графики в кино Дмитрий Исаев из села Миасского.

Об одном интересном эпизоде рассказал Тимур Бекмамбетов. Алексей Архипович попросил авторов фильма вырезать одну сцену – после разговора с Брежневым Королёв падает на мраморный кремлёвский пол: сердечный приступ. Это очень сильный сюжетный эпизод, показывающий накал событий и реальную человеческую драму. Генеральному конструктору приходилось защищать космонавтов в большой политической игре. Но почему вырезать? Леонов был категоричен: «Потому что Королёв упасть не может». Талантливые авторы фильма нашли лаконичную и выразительную замену. А заодно получили, как сами признались позже, один важный урок. Мы можем ругать кино как вид искусства за его целлулоидную сущность, за пастозность и за желание быть понятным всем. Но хорошее кино – то кино, которое, как сказал наш кинодраматург Виктор Петров, даже взрослый человек смотрит, как мальчишка, открыв рот, забыв обо всём. И вот в таком кино настоящий герой не может быть слабым…