Несмотря на название «Уральский», он, по сути, получился общероссийским. На нем выступили известные деятели отечественного театра: Владимир Урин (генеральный директор Большого театра), Михаил Швыдкой (экс-министр культуры РФ, специальный представитель Президента России), Кирилл Крок (директор Театра имени Е. Вахтангова), профессора Российского государственного института сценических искусств Дмитрий Трубочкин, Лев Сундстрем, замдиректора Института экономики РАН Валентина Музычук и многие другие.

Особую значимость форуму придало два обстоятельства: присутствие губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и широкий спектр людей театра, привлеченных для участия в дискуссиях и мастерских. Много интересного в приемах продвижения театра к зрителю оказалось в выступлениях директора Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» Филиппа Вулаха (Санкт-Петербург) и шеф-редактора журнала «Театрал» Виктора Борзенко (Москва). Уникальной получилась специальная программа форума. В ней семинар-тренинг на тему «Маски и персонажи комедии дель арте» провели гости из Италии мастер Савио Мария Итальяно и его ассистент Ивано Пьячелло.

Наиболее жарким местом на форуме стала дискуссия по «экономическому» вопросу, проходившая под названием «Театр: отношение с властью и отношение со зрителями».

Главная тема обсуждения – настойчивое стремление Минфина РФ перевести театры страны исключительно на «коммерческие рельсы». Для чего подготовлен законопроект о так называемом «соцзаказе» («О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»). Согласно положениям данного документа театр переводится в разряд «развлечения». Иными словами, профессиональное искусство приравнивается к клубам досуга, паркам аттракционов и т. д. Тем самым выхолащивается высокое духовное предназначение театра. Кроме того, резко возрастают новые (во многом формальные) требования к оценке качества предоставляемых услуг и условия выделения средств на постановку спектаклей.

– Нам предлагают очередной законопроект, который, если будет принят, создаст и вовсе невыносимые условия для жизни, – отметил Александр Калягин. – Культура – не сфера услуг. Более того, культура – не часть «социальной сферы».

Михаил Швыдкой в своем выступлении сделал следующее предположение:

– Условия нашей жизни теперь таковы, что каждому театру придется набрать специально обученных людей, которые должны досконально разбираться в экономическом законодательстве.

В целом дискуссия вышла не только страстной, но и конкретной. Реплики с мест были внятными и аргументированными. В результате столичные гости более четко увидели реальное положение театров Урала, а хозяева осознали общность задач театров России вне зависимости от их территориального положения.

Словом, равнодушных к судьбе любимого дела в эти дни не нашлось. Говорили азартно, спорили корректно, предлагали дельно.

Форум продемонстрировал, что театральное сообщество Урала готовится к борьбе за сохранение отечественного театра как вида высокого искусства и солидарно с коллегами других регионов России.

Михаил Богуславский, фото из открытых источников