В Версальском дворце состоялся вечер, посвященный 60-летнему юбилею выхода в свет первой книги из серии знаменитых исторических романов о красавице Анжелике, написанных Анн и Серж Голон.

В один из предрождественских декабрьских дней в ротонде старинного госпиталя в Версале музыкант и композитор Надин Голубинов, дочь Анны Голон (Симоны Шанже) и Сержа Голона (русского эмигранта Всеволода Голубинова) – соавторов знаменитой на весь мир серии исторических романов о прекрасной авантюристке Анжелике – устроила музыкальный вечер, посвященный первой публикации во Франции романа «Анжелика, маркиза ангелов», написанного в 1957 году в Версале.

В концерте звучала музыка Куперена, Генделя и Шарпантье в исполнении известной французской органистки Мишель Гиар, а оперная певица Орор Бенеикс под аккомпанемент органа пела арии из опер Генделя, Порпора и Верди.

Надин Голубинов (псевдоним Голубка), отдавая дань уважения своим русским корням, написала специально для этого вечера музыкальное сопровождение для декламации пушкинского «Пророка». По-русски стихи читал переводчик Владимир Сергеев, по-французски – Гийом Рат, певец и поэт. Затем одетые в красочные старинные костюмы артисты труппы «Фантези Барок», исполнили отрывки из будущей оперы-балета «Анжелика» на музыку Надин Голубинов – «Канон» и «Глориа».

Вечер в Версале прошел в очень теплой, почти семейной атмосфере. Многие из гостей были лично знакомы с Анн Голон, которая ушла из жизни в июле 2017 года в возрасте 95 лет, и делились своими добрыми воспоминаниями о ней.

Юлия Дмитренко, бывший преподаватель факультета иностранных языков Харьковского университета, ныне работающая гидом в Версальском дворце, рассказала мне о своем общении со знаменитой писательницей:

– Анн Голон – настоящая Анжелика, такая же ангельская душа с великой силой воли и благородством. Встреча с любимой писательницей была для меня истинным счастьем. Ведь это благодаря ее книгам я всегда находила в себе силы бороться с проблемами и быть сильной, как Анжелика. Анн Голон вдохновила меня на хорошие идеи, которые я надеюсь в скором времени реализовать. Наша первая встреча состоялась в Версале в 2014 году. Я подарила Анн Голон цветы и рассказала ей о своем восхищении ее книгами, возникшем с самого детства, о своем сценарии, вдохновленном ее романами, о моей безграничной любви к Версальскому дворцу и к шевалье Филиппу де Лоррену. В книгах Анн и Сержа Голон представлена реальная жизнь Франции XVII века, и, когда стала читать Анжелику, то невольно начала жить жизнью героини и сочинять свой сценарий.

Наша справка

Серия книг об Анжелике, получившая в свое время огромную популярность, признана ныне классикой жанра любовно-исторического романа. Действие первого из 13 романов о непростой судьбе Анжелики, начинается в 1645 году, на исходе Тридцатилетней войны. Последние страницы 13-й книги переносят нас в начало 1680-х годов, когда король Людовик XIV уже давно укрепил свою власть, Англия и Франция балансируют на грани войны из-за колоний в Америке, а Османская империя готовится к своему последнему походу в Западную Европу. На страницах книги предстают люди, созданные воображением автора, и личности исторические, такие как король Людовик XIV, министр-реформатор Кольбер, канадский путешественник Николя Перро и многие, многие другие.

Романтические герои и увлекательные приключения пришлись по душе огромному количеству читателей и особенно читательниц. Женщины всего мира зачитывались историями французской графини, запоминая наизусть фразы из книги. «...мне кажется, что я любил тебя еще до того, как узнал. И когда я увидел тебя... Да, именно тебя я ждал. Но ты с надменным видом прошла мимо, близкая и недосягаемая, как болотные эльфы».

«Познав икону, я познал свободу!»

19 декабря в русском культурно-духовном центре Парижа состоялся вечер памяти выдающегося русского иконописца и богослова Леонида Успенского, посвященный 30-летней годовщине со дня его смерти. На вечере памяти присутствовали ученики великого мастера, и каждому было что рассказать о своем Учителе. Зрители в зале тепло встречали выступающих, активно задавали вопросы. В эти же дни в Российском духовно-культурном православном центре Парижа была представлена выставка икон Леонида Успенского. Все желающие могли посмотреть документальный фильм о его жизни и творчестве, демонстрирующийся в выставочном зале.

– Моей первой учительницей иконописи была княжна Евдокия Голицына в Иерусалиме. Потом я приехала в Париж, – рассказывает участница памятного вечера, матушка Елизавета из Трехсветительского храма в Париже. – В течение 40 лет я расписывала храмы, преподавала иконопись. Работала в одной парижской мастерской иконописи, открытой Жаком Шираком для французов, интересовавшихся искусством написания икон. В 1980-х годах был огромный интерес к русским иконам. Вся Европа увлеклась ими. Буквально на каждом углу были мастерские, люди рисовали, изучали, писали иконы для себя, для своих домов.

С Леонидом Успенским я познакомилась в 1966 году. Он принял меня как родную, как свою дочь. И сразу определил в свои ученицы. Занимались мы у них дома. Конечно, мой стиль был уже сформирован инокиней Евдокией (княжной Голицыной), но Успенский дал мне очень много, обучил меня новым техникам писания и глубоким знаниям. Я приходила к нему со своими альбомами, работами, которые делала дома, и он мне говорил, что исправить. У нас были теплые, дружеские отношения.

Леонид Александрович был человеком очень скромным, строгим, довольно молчаливым. Это было потрясающе, как он писал иконы. Молча сидел в своем углу, держал икону, краску замешивал прямо в руке, на ладони и так писал. Мог так сидеть долгое время, целыми днями, в таком неудобстве, но это была его позиция. Его жена готовила нам обед. Как многие тогда, они жили очень-очень скромно. Однажды на Пасху единственным праздничным блюдом у них на столе оказалась селедка.

Когда Леонид Александрович уже умирал, я подошла к нему, склонилась и он сказал удивительное: «Знаем ли мы, что это – икона?».

Наша справка

Леонид Александрович Успенский родился в 1902 году в деревне Голая Снова Воронежской губернии (в имении отца - дворянина). Учился в гимназии города Задонска. В 1918 году вступил в ряды Красной армии; служил в конной дивизии Жлобы. В июне 1920 году был взят в плен белыми и определен в корниловскую артиллерию. Был эвакуирован в Галлиполи. Затем попал в Болгарию, где работал на соляном заводе, на строительстве дорог, на виноградниках, на угольной шахте. По контракту был завербован во Францию, на завод фирмы «Шнейдер», где работал на доменной печи.

Художественное образование получил в Париже, в Русской художественной академии Татьяны Сухотиной-Толстой, затем учился у знаменитых символистов Николая Милиоти и Константина Сомова. В конце 30-х годов оставил живопись и стал заниматься иконописанием. Во время немецкой оккупации был на нелегальном положении. С 1944 года, после освобождения Парижа, преподавал иконописание в богословском Институте святого Дионисия, в Экзархате Московской Патриархии. Регулярно бывал на Родине. Читал лекции в Москве. Русская Церковь оценила его труды и наградила его орденом святого Владимира I и II степени.

Пройдя путь от воинствующего атеизма к Церкви, Леонид Успенский всецело посвятил себя ее образному языку – православной иконе. Автор цикла богословских книг, раскрывающих церковное искусство в свете православного предания.

Скончался 11 декабря 1987 года, погребен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Наталья Вольвач, фото автора