В тот вечер уютный зал музея ЧТЗ заполнили люди, чьи волосы отметила благородная седина. Сюда по приглашению директора музея Надежды Диды, пришли бывшие сотрудники ГСКБ-2 ЧТЗ, ветераны и действующие офицеры нашей армии, журналисты. Они стали участниками вечера, посвященного столетию выдающегося конструктора Павла Исакова.

Личность яркая, запоминающаяся, Исаков тем не менее не слишком известен широким кругам читателей. Что ж, долгие годы завеса секретности не позволяла рассказывать о нем.

О своем любимом начальнике живо и трогательно рассказывали Эрик Яровой, который трудился вместе с Павлом Исаковым более 15 лет, Валентина Петроченкова, Валерий Раевский, Эдуард Соболев, Юрий Нестеров. Люди, много лет проработавшие с ним бок о бок, отмечали удивительную особенность: Исаков совершенно не имел никакого хобби. Его главным и единственным увлечением была конструкторская деятельность. Даже дома стояла чертежная доска, которая никогда не пустовала.

А созданная им БМП произвела сенсацию во время праздничного парада боевой техники на Красной площади в Москве. Ее потом будут улучшать и совершенствовать, но именно с нее началось массовое перемещение пехоты на гусеницах по полю боя.

Много теплых слов о главном создателе БМП сказали первый зампред областного совета движения «За возрождение Урала» Владимир Литвинов, заместитель председателя профкома ЧТЗ Юрий Землянский, председатель совета ветеранов ЧТЗ Ханиф Мингазов, председатель совета шефов воинских частей Челябинской области Игорь Михайлов, директор ООО «Арком» Михаил Телешев, гвардии майор из 90-й гвардейской танковой Витебско-Новгородской дважды Краснознаменной дивизии Андрей Скворцов, Григорьевич Дегтярь, представитель областного военкомата Вячеслав Кузнецов.

А потом были чай, пироги, песни и воспоминания…

Наша справка

Исаков Павел Павлович (1918 - 1999), конструктор гусеничной техники, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской премии (1967). Поступил в МГУ, со второго курса продолжил учебу в МВТУ. В начале Великой Отечественной войны без защиты диплома направлен на ЧТЗ, где трудился в КБ под руководством Н. Л. Духова и Ж. Я. Котина. В 1943 - 1945 годах – инженер-конструктор на опытном заводе ЧТЗ; участвовал в разработке тяжелых танков КВ-1C, КВ-85, самоходной артиллерийской установки (САУ). В 1943 году сконструировал устройство для установки пулемета ДШК на башне танка. С декабря 1945-го – старший инженер-конструктор на Ленинградском заводе № 100, затем – начальник отдела ВНИИ-100; в 1951 - 1953 годах – заместитель главного конструктора Кировского завода в Ленинграде. Участвовал в разработке тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76, бронетранспортера БТР-50П.

В 1953 году возвратился в Челябинск и стал главным конструктором ЧТЗ. Под его руководством разработаны передвижные разведывательные пункты ПРП-1 и ПРП-4, гусеничный дизель-электрический трактор ДЭТ-250, боевая машина принципиально нового класса – БМП. Он совмещал работу на заводе и преподавание в ЧПИ: профессор кафедры автоматических установок. В 1974 - 1987 годах – директор ВНИИ транспортного машиностроения. Выступил инициатором внедрения в конструкции машин электронно-вычислительной техники. Изобрел методы научно-математического моделирования и автоматического проектирования. Под его руководством разработаны новые виды военных гусеничных машин, роботизированные комплексы «Клин-1» и «Клин-2» (1986), которые были использованы при ликвидации последствий чернобыльской аварии. Является автором свыше 60 научных трудов, 39 изобретений. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета», медалями.

Михаил Богуславский, фото Алексея Гольянова