Но, если пьесе сто лет (комедия классиков татарской драматургии и музыки Тази Гиззата и Джаудата Файзи «Башмагым»), понятно, что в музыкальной комедии будут невесты, свахи, женихи, которые сами себя должны будут «обхитрить» под смех театральной публики.

Я просто во время сдачи первого акта, 10 февраля, в конференц-зале Конгресса татар Челябинской области вспоминал что-то аналогичное и вечное по сюжету: украинскую пьесу А. В Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Женитьбу» Н. В. Гоголя, фильм «За двумя зайцами» по пьесе украинского классика И. С. Нечуй-Левицкого и популярнейшую кинокомедию «Женитьба Бальзаминова», снятую по мотивам трилогии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда».

Такие вроде бы банальные, но вечные сюжеты всегда нравятся публике, если к ним прикоснётся перо талантливого драматурга, композитора и душа не менее талантливого режиссёра. А залог полного успеха – актёрские типажи и желание не просто ублажить зрителей, а рассмешить до слёз…

Южноуральским самодеятельным актёрам в этот исторический субботний вечер это удалось в полной мере: зрители не расходились допоздна, счастье не скрывали ни актёры, ни режиссёр Ренат Аюпов, ни автор идеи и мотор воплощения Лена Колесникова.

Какое-то волшебство случилось именно 10 февраля 2018 года в Челябинске. Лена Колесникова, накануне 20-летия Конгресса татар Челябинской области, лидером которого она является девятый год, пригласила на свой страх и риск известного в Республике режиссёра для работы с коллективом, которого ещё… не было. За десять дней надо было провести кастинг, отрепетировать под фонограмму роли первого акта и посмотреть, что из этого получится. До изнеможения, в страхе и с любопытством актёры после работы(!) каждый день собирались вечером на репетиции, чтобы вернуться домой до полуночи: приезжали из Челябинска, Копейска, Еманжелинска и Троицка. Об этом городе особый разговор: в Троицке ещё в 1910 году ставили спектакли на татарском языке, а в прошлом году в рамках проведения традиционного конкурса красоты и талантов татарских красавиц «Татар кызы-2017», в этом города своими силами поставили любительский спектакль.

И получилось.

И поверили в себя.

И решили пригласить кого-то из профессиональных режиссёров Республики Татарстан. Согласился Ренат Аюпов – заслуженный деятель искусств РФ, заслуженны артист РФ, главный режиссер Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева.

Не знаю в театральной истории другого такого сплава (я не театральный критик): профессиональной режиссуры и игры страстей новоиспечённых актёров. Судя по его немногословной реакции уставшего человека, ему тоже понравились южноуральские самодеятельные актёры, которых он после сдачи первого акта комедии пригласил в свой театр сыграть в этой же пьесе вместе с профессиональными актёрами. И сыграть уже на новой сцене театра юного зрителя (1 марта намечается новоселье в центре Казани). Вот почему знаменитый режиссёр вернётся на репетиции второго акта не раньше 2 марта. И снова – десять дней изнурительных, но весёлых репетиций. А пока – примерка новых театральных костюмов, занятия по вокалу, по родному языку и разучивание национальных танцев.

Премьера первого спектакля Челябинского народного татарского театра должна состояться уже в апреле.

Лучшей рецензии на первый акт возрожденного театра, чем слова поэта, не придумаешь: 10 февраля, в субботний вечер, ДУША С ДУШОЮ О ДУШЕ разговаривала и кричала «на подмостках» нового театра, у которого ещё нет название…

Павел Большаков, фото автора

P.S. Никто и не заметил ещё один отрадный факт – рождение актёрской династии: в этот вечер на сцену вышел отец Назир Гибадуллин и сын Эльдар. Причем, отец играл в татарском театре дворца культуры ЧТЗ почти сорок лет назад. Однако, факт преемственности поколений замечен, и без неё нам нельзя жить…