Челябинск. Город, которому посвящены тысячи мемов в социальных сетях, как о чуть ли не самом страшном месте на Земле – городе дымящих заводов, забытого мусора, хмурых людей, слушающих исключительно «блатняк» или русский реп.  Обидно. Потому что Челябинск не такой. Не всегда такой. Да, здесь прохладными летними ночами под окнами на всю мощь молодежь может слушать Егора Крида или Элджея, приправляя попсовые мелодии выкриками нецензурных слов. Отрадно, что это не тенденция, и город показывает другое лицо…

В июне 2018 года состоялось поистине грандиозное событие. Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки явил зрителям свою версию нашумевшего в Европе балета-кантаты «Кармина Бурана». Мировая премьера спектакля состоялась во Франции в ноябре 2017 года и имела оглушительный успех на гастролях по Европе. Новая версия сценической кантаты Карла Орфа сочетает в себе балет, вокал и музыку. По сюжету либретто главный герой попадает в ад, рай, город грехов и чистилище, как в известной «Божественной комедии» Данте. Потрясающие воображение декорации - светлые, пастельные тона сцены рая, завораживающая сине-серебряная гамма костюмов города грехов, искушающий красный цвет сцены ада, струящаяся ткань одежд артистов, словно языки пламени в Преисподней, и все это сопровождается невероятным пением хора. Истинное наслаждение для полного зала зрителей, пришедших на премьеру.

В спектакле сталкиваются два противоположных мира, поэтому и хореография в разных частях спектакля очень отличается. Райское место на Земле сопровождается классическим танцем, плавными линиями, в городе грехов, наоборот, преобладают агрессивные, сложные по координации движения, – отметила хореограф-постановщик спектакля, петербурженка Надежда Калинина.

От высокого искусства к культовой прозе конца 20 столетия. Виктор Пелевин – писатель, которым мы зачитывались взахлеб, едва окончив школу. И, казалось бы, его произведения совсем не для сцены, однако уроженке Челябинска, ныне московскому режиссеру Ларисе Александровой удалось воплотить, пожалуй, самый известный роман «Generation «P» на сцене Камерного театра. Экзистенциальный мюзикл – так обозначен спектакль в афише. И да, в нем оказалось много и экзистенциального, и музыкального. Под песни Бориса Гребенщикова актеры театра в ироничной и местами трагичной форме отразили пелевинскую атмосферу. Ностальгическая история о похождениях рекламщика Вавилена Татарского в реалиях Москвы 90-х, безусловно, актуальна и сегодня. Ведь главная мысль романа – это бесконечный поиск себя, и как легко себя потерять, доверившись телевизору, как легко перестать быть собой, утратить индивидуальность. Проблема самоопределения и поиск истины в наркотическом угаре – а разве что-то изменилось на постсоветском пространстве?  В спектакле использованы великолепные визуальные решения – видео, свет, звук, костюмы.

Видео нужно совсем не для того, чтобы оформить, украсить спектакль, - поясняет Лариса Александрова. - Это смыслообразующая часть. Реклама в романе играет немаловажную роль, речь идет о всепоглощающем влиянии телевидения.

Ходят слухи, что на премьере присутствовал и сам Виктор Олегович – посмотрел первую часть и скрылся.

Еще одним значимым событием в культурной жизни Челябинска стал приезд труппы Большого театра с оперой «Богема» Джакомо Пуччини. Договор о сотрудничестве был подписан в ноябре прошлого года губернатором Челябинской области Борисом Дубровским и генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным. На стене театра оперы и балета выступили два состава исполнителей – артисты Большого и приглашенные солисты: Матео Липпи и Алексей Татаринцев, Анна Нечаева и Елена Разгуляева, Анастасия Сорокина и Гюзель Шарипова. Вместе с именитыми артистами на сцену театра вышли воспитанники Детской школы вокального искусства под руководством Бориса Каплуна. Оперная труппа Большого выехала на гастроли впервые за десять лет, о том, какой в зале был аншлаг даже говорить не приходится, челябинцы раскупили билеты в первый день старта продаж. Кроме того, театру подарили декорации и костюмы для спектакля, что стало беспрецедентным событием и новым дыханием для будущих творческих успехов южноуральских артистов. «Богему» в исполнении «наших» можно будет увидеть уже в апреле.

– Это сотрудничество очень ценно для артистов, для администрации и, конечно, для нашей горячо любимой публики. Такой творческий обмен станет прорывом в оперном искусстве 21 века, – отметил директор Челябинского театра оперы и балета Владимир Досаев.

Между тем, в Челябинской области появился новый авторский музыкальный фестиваль, который носит имя Юрия Башмета. Его открытие состоялось 29 октября в Концертном зале им. С. С. Прокофьева. Под гениальный аккомпанемент оркестра «Солисты Москвы», исполнившего струнный квартет Шуберта «Смерть и девушка», Константин Хабенский прочел отрывок из пьесы Альбера Камю «Калигула». Актеру великолепно удалось мастерством слова передать противоречивый характер римского императора. То он кровожадный и злой, то жалкий и уставший. Напряженный, электризующий монолог держал в напряжении полный зрителями зал. Во второй части зрители услышали сюиту Сен-Санса «Карнавал животных», шутливый поэтический текст в исполнении Константина Хабенского рассмешил публику и оставил приятное послевкусие после драматичной первой части. Все традиции лучшего, что есть в музыкальном и литературном мире соединились в этом современном для культурной жизни Южного Урала событии.

– Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета стал настоящим подарком для профессиональных музыкантов и юных исполнителей, знатоков классической музыки. «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета давно полюбились зрителю, а в этот раз музыка соединилась с магией художественного слова, – отметил губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

Быть может, не сейчас, но совсем скоро Челябинск будет ассоциироваться у россиян с торжественной и величавой музыкой, с городом интеллигентных рабочих и тонких натур. Быть может, спектакли наших театров будут собирать поклонников искусства со всего мира или мы станем вторым Голливудом? А пока с верой в лучшие времена мы продолжаем жить под тяжелым небом Танкограда.

Анастасия Посохова, фото из открытых источников