Объединив десятки государственных и частных учреждений, она вносит огромный вклад в развитие музейного дела в Челябинской области и в привлечение южноуральцев к удивительным страницам и тайнам нашей истории. На днях музейщики со всей Челябинской области съехались в Миасс, где состоялся уникальный семинар «Вектор взаимодействия». Для представителей двух десятков музейных учреждений (от Аркаима до Еманжелинска, Карабаша, Чебаркуля, Кусы, Челябинска, Копейска…) на площадке Миасского краеведческого музея прошла мощная образовательная программа. В свою очередь гости привезли на семинар собственные наработки. О том, как обстоят дела в музейной сфере Южного Урала, как должны развиваться музеи и в чем их миссия, нам рассказал председатель Ассоциации музеев Южного Урала, директор Музея наперстков, гендиректор Копейской швейной фабрики Владимир Малиновский.

У каждого музея свои секреты

– Расскажите, что входит в обязанности принимающей стороны? Как музей готовится к тому, чтобы стать площадкой проведения семинара вашей Ассоциации?

– Принимающий музей берет на себя все организационные моменты: от создания программы и приглашения спикеров до организации питания. Все это дополнительная нагрузка к обычному рабочему графику. Но, становясь такой семинарской площадкой, музей концентрирует на своей территории большое число коллег и структур, связанных с туризмом, а также фотографов, специалистов-музееведов. Есть возможность рассказать о городе, показать экспозиции, поделиться опытом и пообщаться. На самом деле за эти годы мы стали друзьями, несмотря на то, что находимся в разных муниципалитетах и разбросаны по Челябинской области. А ведь раньше почти не общались. Это интересный опыт. В этом году мы ввели общественный почетный знак «За вклад в развитие музеев Южного Урала».

– Как подбираются спикеры для мероприятия и темы?

– Мы стараемся пригласить специалистов из различных сфер и структур, чтобы осветить широкий спектр тем, связанных с музейным делом. В этом году перед нами выступили начальник службы по развитию музейного дела министерства культуры Челябинской области Олеся Ходот, начальник Управления культуры администрации Миасского городского округа Жанна Мартенс, археолог, реконструктор, специалист по военному делу эпохи бронзы Иван Семьян, директор Центра историко-культурного наследия города Челябинска Юлия Краснова и другие.

Благодаря тому, что наши спикеры – представители абсолютно разных организаций, мы узнали много удивительной информации. Например, что делать, если здание, в котором расположен музей, является объектом культурного наследия – как юридически правильно оформить ремонт, перепланировку и другие необходимые действия. Очень интересным был доклад представителей золотошвейной мастерской Богоявленского собора города Миасса. Они представили праздничные накидки на престол и жертвенник, воздухи и покровцы, рушники и праздничное облачение священника, вышитые иконы и башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, плащаницы Господа и Пресвятой Богородицы. Большой интерес вызвала выставка кукол и игрушек, на которой продемонстрировали правила оформления экспозиций. И, наконец, все участники семинара смогли поучаствовать в мастер-классе по изготовлению каменного наконечника.

Пряники с родина Коперника

– Знаю, что вы не раз бывали за границей с целью  перенять опыт европейских коллег. Какими новыми открытиями поделились с южноуральскими партнерами в этот раз?

– В этом году я рассказал о музее пряника в польском городе Торунь. Это один из самых знаменитых городов Польши – там родился Коперник. Напротив памятника ученому находится завод пряников! Во время путешествия мы побывали на мастер-классах и увезли с собой формы для пряников. Теперь мы проводим мастер-классы по изготовлению польских пряников в нашем музее. Важно, что мы сами научились этому из первоисточника, а не из книжек и не по Интернету. В польских пряниках очень много пряностей, после них во рту остается горечь, как после имбиря. Но это очень вкусно.

Музей наперстков – наша гордость

– Музеи стали живыми, их стало больше. В частности, появилось очень много музеев на предприятиях. Как вы относитесь к такому явлению?

– У музея на предприятии несколько функций. Мы, предприниматели, должны быть социально ответственными, показывать красоту родного края и страны, поддерживать пенсионеров, ветеранов, воспитанников детских домов и домов инвалидов, это, во-первых. Во-вторых, мы должны активно заниматься профориентацией, и наличие музея – это большое подспорье. Мы можем не только дать возможность увидеть, как функционирует наше предприятие, но и показать нечто такое, что близко нашему сердцу. В этом плане Музей наперстков очень выручает. Здесь можно найти как иллюстрации истории швейного дела, так и интересные примеры использования наперстков (например, у нас есть наперсток, которым в селезянской церкви тушили свечи), так и события истории. Ну и, в-третьих, музей – это реклама, имидж. Это очень важный момент! Мы должны иметь положительную ассоциацию. Например, к директору в кабинет пришли люди. Заключили договор. Потом можно попить чай, показать музей – это создаст дополнительные положительные эмоции. И это хорошо для бизнеса. А кроме того, такой музей – еще и гордость для сотрудников. Они рассказывают об этом своим детям. И у детей появляется гордость за рабочие профессии родителей.

Экспонаты-путешественники

– Можно ли сказать, что сейчас музеи уже перестали быть явлением, которое застыло во времени и годами не трансформируется?

– Действительно. Музей должен иметь несколько сменных экспозиций. Мы тоже в тренде. Капсула для транспортировки с 300 наперстками путешествует по России: Оренбург, Уфа, Миасс, Златоуст, Увелка, Пласт, Еманжелинск, Челябинск... Стараемся, чтобы наша коллекция наперстков побывала в самых разных местах, чтобы ее увидело большее число людей. Например, 26 - 28 апреля мы представляем в Сочи экспозицию польских наперстков в рамках Дней польской культуры. Нас просят оставить выставку в южной олимпийской столице на месяц. Кроме того, в музеях начали проводиться тематические мастер-классы. Моя супруга пани Анна знает более 100 рецептов различных тортов и с удовольствием делится этим после экскурсий. И еще один тренд – детский конкурс наперстков.

Коллекционеры даже живут дольше

– На ваш взгляд, повысилась ли привлекательность музеев для широкого круга наших сограждан? Насколько музеям удается завоевать внимание аудитории?

– Музеи – это форпосты культуры любой страны. Особенно это актуально сейчас, когда дети стремятся «уйти» в планшет или телефон. А тут заинтересовался чем-то – оторвал взгляд и посмотрел вокруг.

Сейчас большое распространение получают маленькие музеи. Например, музей-квартира какого-нибудь писателя. В крупных городах с богатой историей можно идти по улице и видеть много таких «музейчиков-комнат». Конечно, такие большие музеи, как Эрмитаж, это хорошо, но важно понимать, что у каждого из нас свое хобби. Кому-то нравится Ахматова, а кто-то вообще не любит стихи, а предпочитает рок. И вот вам, пожалуйста, музей-квартира, где начинала свое восхождение на музыкальный Олимп какая-нибудь известная группа. Сейчас мода на промышленный туризм – зашли на кирпичный завод, фабрику шнуров или куда-нибудь еще – а там помимо производства маленький музей.

Музеев должно быть много, музеи должны сами себя окупать, нужны новые экспонаты, хорошее оборудование, пусть оно дорогое. В Европе столько денег вкладывают в музеи, вы не представляете! И нам нужно двигаться в этом направлении. Это как книга: если она напечатана на хорошей бумаге, с красивым титульным листом, с хорошей обложкой – ее приятно в руках держать.

Когда в музеях часто меняются экспозиции, человек может чаще получать культурное удовольствие, находиться в этом «культурном шоке». И он задумывается: может быть, после посещения музея тоже начать что-нибудь коллекционировать. Я лично предлагаю всем начать что-нибудь собирать, не важно что, хоть подстаканники. Коллекционеры дольше живут: они читают, изучают тему, встречаются с интересными людьми. Есть даже шутка такая, что коллекционерам нельзя умирать, потому что иначе коллекция попадет внукам и, как знать, может быть, они ее продадут? (смеется). Нужно, чтобы человек чем-то занимался, интересовался, чтобы ему было ради чего жить. Чтобы в его жизни появилась забота. Даже если это забота о дорогой сердцу коллекции.

– Завершая разговор, вернемся к Ассоциации музеев Южного Урала. Уже есть планы, как будет проходить ваша встреча в следующем году?

– Действительно, уже намечен очередной, 12-й семинар. В следующем году будет 75 лет Великой Победы, поэтому мы символично встретимся в музее-блиндаже поселка Таянды и в музее Хохрякова в Коелге. В конце апреля из Крыма вернутся ребята-поисковики, расскажут об очередной экспедиции. Уже запланирован доклад о Хохрякове и о военных фотографах. За год и месяц до следующего семинара у нас уже, по сути, есть программа.