Снег – работе не помеха! Вероятно, именно так считают некоторые южноуральские специалисты по укладке асфальта, которые с приходом в регион непогоды усиленными темпами приступили к латанию глубоких ям на дорогах области. И ведь дорожников не останавливают ни проливные дожди, ни мокрый снег, ни даже метель… Главное – до Нового года успеть сделать то, на что не хватило времени летом!

Метель закатали в асфальт

Сознавая всю важность качества дорог, ответственные за ремонт службы практически круглогодично ведут борьбу с ямами, пробоинами, щелями, укладывая новые пласты асфальтового покрытия. И если с летними работами вопросов практически не возникает (за редкими исключениями), то зимняя укладка путей может таить в себе массу сюрпризов. Уже далеко не первый год одной из самых популярных тем для обсуждений среди россиян в осенне-зимний период становятся извечные «дороги» и, простите, «дураки», которые дают отмашку, чтобы эти самые дороги начали ремонтировать.

На днях активисты Общественного народного фронта совместно с общественным движением «Убитые дороги» проанализировали закупки по дорожному ремонту и строительству, опубликованные заказчиками из 97 городов Российской Федерации. Проверке подверглись те аукционы, где согласно муниципальным и государственным контрактам выполнение работ запланировано на конец октября, ноябрь и декабрь 2016 года. В ходе проверки выяснилось, что в каждом третьем городе власти собираются проводить ремонтные дорожные работы в холодное время года, что создаёт вероятность нарушения требований нормативов по температуре укладки асфальта. В тревожный список попал и ряд территорий Челябинской области.

Так, в середине октября муниципальное управление имуществом и земельными отношениями Верхнеуральска разместило на сайте госзакупок конкурсную документацию на третий этап ремонта дороги на улице Мира. На его реализацию предполагается потратить более двух миллионов рублей из местного и областного бюджетов. Период выполнения работ определён с момента заключения контракта по 1 декабря 2016 года.

- Учитывая установившуюся на Южном Урале погоду, можно данный аукцион расценивать как нерациональное расходование бюджетных средств, – отметил член регионального штаба ОНФ, председатель общественной организации автомобилистов Алексей Бруй. - В Верхнеуральске уже давно выпал снег, установились отрицательные температуры. Вместе с тем, согласно ГОСТу, в снег и в дождь работы по укладке асфальта не допускаются. Нельзя укладывать асфальт и на неподготовленную поверхность (загрязнённое или мокрое основание). Безусловно, современные технологии дорожного строительства допускают работы при небольших осадках и отрицательных температурах. Однако материалы сметы данного контракта этого не предусматривают. Более того, там оговаривается использование горячих асфальтобетонных смесей, при укладке которых температура воздуха должна составлять более десяти градусов по Цельсию. Со своей стороны мы обратились к властям Верхнеуральска отменить объявленный аукцион на проведение ремонта городской дороги на улице Мира в непогоду, - добавил представитель ОНФ.

Законы физики просты

Но если в относительно небольшом Верхнеуральске ремонт дороги в снег только в планах, то в двух самых крупных городах нашего региона – Челябинске и Магнитогорске - он уже в разгаре. Так, на днях в сети появилось видео, на котором запечатлено, как рабочие на перекрёстке улиц Коммунаров и Агалакова в областном центре ночью укладывают асфальт прямо на снег и под моросящим дождем. А в городе металлургов новый асфальт одной из городских дорог укладывали на тающий снег. После обнародования в интернете фото и видеодоказательств данного безобразия, снятых на камеры мобильных телефонов неравнодушными горожанами, главы обоих городов заявили, что все подобные случаи будут отдельно изучаться, а по всем обращениям уже начаты соответствующие проверки. Какое наказание ждёт местных начальников, решивших класть дорожное покрытие на снег и мокрые пути, не сообщается.

Вообще, укладка асфальта состоит из следующих этапов: сначала очищенное место для новой трассы покрывают щебёнкой. Затем заливают эмульсию, которая должна обеспечить фиксацию асфальта. Сверху накладывается ещё один слой битума и сухого щебня. После поверхность выравнивается катком. Летом все эти этапы соблюсти несложно, однако, чтобы выполнить ремонт дороги зимой, территорию необходимо готовить более основательно: убрать снег, лёд и обработать место специальными реагентами. Осадки в виде дождя и снега снижают температуру смеси, поэтому в сырую погоду не рекомендуется выполнять укладку толстых слоёв асфальта. Укладывать дорожное покрытие при слабых осадках можно только по всей ширине дороги, а не частями в разные дни. В ливень и метель укладка полотна невозможна в принципе, ведь ещё из школьного курса физики известно, что вода, замерзая, превращается в лёд, который разрушает ту материю, в которой пребывает. Так и с асфальтом. Во время дождя или снега в его толще образуется вода, которая при пониженных температурах замерзает и приводит к разрушению покрытия. Как следствие, образуются трещины, выбоины, а деньги, затраченные на такой ремонт, улетают в трубу.

Нанотехнологии утекают весной

С физикой спорить сложно. Однако всегда найдётся убеждённый оптимист, уверенный, что современные научные разработки способны справиться с любым природным катаклизмом. Именно с таким заявлением в прошлом году выходили к общественности власти Сатки, которые практически под Новый год заканчивали работы по укладке пяти километров дороги на трассе Сатка – Тастуба – Бирск (Р-317). Стоит отметить, что на строительство этого участка из дефицитного бюджета области было потрачено почти 330 миллионов рублей. А результат всех усилий вошёл в анналы истории строительства дорог на Южном Урале!

– Данная дорога стала показательным примером всех возможных нарушений, – отмечает руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Антон Неверов. - На все предупреждения общественников в администрации Сатки сообщали, что дорога укладывается по нанотехнологиям, поэтому переживать не за что. Однако весной все «нанотехнологии» сошли вместе со снегом. На трассе появились глубокие ямы, трещины, зафиксировано отклонение дорожных знаков от вертикали, повреждение лотков водоотведения, просадка сдерживающего покрытия и ненадлежащее состояние остановочных комплексов. Движение автотранспорта оказалось снижено до 40 километров в час, хотя должно составлять 80-90 километров. На данном аварийном участке дороги постоянно происходили ДТП. Кто-то с дороги слетал, кто-то лоб в лоб сталкивался, - добавляет Антон Неверов.

После проведённого «фронтовиками» выездного мониторинга дорогу по гарантии отремонтировали заново – был заменён верхний слой асфальта. Однако, по мнению Антона Неверова, таким образом проблему данного участка решить невозможно, ведь основные строительные нормы были нарушены ещё при укладке основания полотна. Впрочем, «растает» или нет дорога весной, мы узнаем уже совсем скоро!

Послесловие. Хорошие дороги – не только гордость любой страны и экономия денежных средств водителя, это в первую очередь безопасность участников дорожного движения. В майских указах Президента России Владимира Путина одной из приоритетных задач развития государства на ближайшие годы заявлено снижение смертности в ДТП на дорогах страны. К сожалению, нашей области пока похвастаться особенно нечем. Дороги, которые на Южном Урале восстанавливают то в снег, то в дождь, зачастую оказываются опаснее, чем лихачи, которые по ним ездят.

Наталья Мещерикова