Наверное, многие уже слышали об идее создать в Челябинске электроэкомобиль – бюджетный чистый грузовой автомобиль. Идея принадлежит сопредседателю челябинской областной общественной организации «Сделаем» Дмитрию Закарлюкину. Однако интересная задумка – своего рода вишенка на торте. Закарлюкин и его соратники осуществляют добрый десяток интересных экопроектов, каждый из которых если не решает проблему тотчас, то, как минимум, намечает понятный путь для решения.

Уборка по велению души

Началось всё со знаменитых уборок – активисты из движения «Сделаем» вместе с неравнодушными гражданами организовывали «неурочные» субботники. Такие уборки прошли тогда по всей России. Работали добровольцы не из-под палки, и не за отметку в зачётку. Люди хотели жить в чистой стране и были готовы что-то сделать для этого. В Челябинске убирали мусор в городском бору, чистили берега Миасса, разбирали несанкционированные свалки. В 2012 году в Челябинской области на уборки вышли шесть тысяч человек.

- В сущности, то, чем я и мои товарищи занимаемся, – это формирование экологической культуры, - говорит Дмитрий. – Люди хотят жить хорошо и в чистоте, надо показать путь, как это сделать, предоставить им эту возможность.

Раздельный сбор и «экотакси»

Общественную деятельность Закарлюкин сочетает с социальным предпринимательством. Часто социальные, в нашем случае экологические, задачи можно решать бизнес-методами.

Экология воспринимается многими из нас как огромная проблема. Но мало кто видит здесь большие возможности. К примеру, мы много слышим о том, что свалки переполнены, а мусора с каждым годом становится всё больше. Подсчитано: один житель Челябинска «производит» 400 - 450 кг мусора в год. Наша свалка, ставшая неподъёмной, - это результат «работы» миллиона людей в нескольких поколениях.

Но мало кто знает, что уже сегодня в Челябинской области есть возможность перерабатывать 80 процентов мусора. Что это значит? Ну, например, что число традиционных свалок может быть сокращено кардинально. И, возможно, отпадёт нужда в новых. А есть ещё один трепетный момент – за мусор мы платим, а будем платить, судя по всему, ещё больше. И это при том, что переработка мусора может приносить деньги, сохранять ресурсы, не загрязнять природу и давать работу людям.

Первое, что требуется сделать, – организовать раздельный сбор мусора. Несколько лет назад активисты установили в Курчатовском районе 30 «раздельных» контейнеров. И тут же пал миф о неразумном российском народе, который не готов или не способен разделять мусор. Более того, по словам Закарлюкина, люди стали специально приезжать из других районов города, чтобы выбрасывать мусор раздельно.

Так родилась идея экотакси. Смысл: если человек хочет участвовать в раздельном сборе мусора, но у него во дворе нет такой площадки, он может позвонить и в выходные к нему за этим мусором приедут активисты движения «Сделаем». По сути, это мобильный пункт приёма вторсырья. Услуга платная (поэтому и такси), но это, скорее, организационный сбор – 100 рублей с квартиры.

Энергия навоза

Года два назад Дмитрий Закарлюкин с соратниками собрал биогазовый комплекс для переработки органических отходов. В 12-кубовой камере ежесуточно можно перерабатывать до двух тонн органики – пищевых отходов, любой тип навоза, обрезь деревьев. Даже санкционные продукты питания куда лучше утилизовать здесь, а не давить тракторами.

Для справки: почти 40 процентов содержимого городской свалки – как раз органика. А ещё можно вспомнить, что Челябинская область стала одним из лидеров в стране по производству сельхозпродукции, у которой тоже есть отходы, и они становятся проблемой.

Тонна коровьего навоза даёт до 50 кубометров биогаза. Пищевые отходы – в 20 раз больше. Газ может пойти на обогрев помещений, выработку электроэнергии, а после очистки – даже стать топливом для транспорта.

Технология работы такого агрегата известна давно, хороша тем, что система после запуска фактически работает от своей же энергии, не перемерзает. К тому же комплекс мобильный, можно поставить где угодно. Сейчас, например, он отапливает дом, где живёт семья Закарлюкиных. Но, помимо газа, такая установка даёт ещё один продукт, товар - биоудобрение отличного качества.

«Вещеворот»

- В слове «утилизация» – корень «утиль», а это в переводе с французского означает «полезный», - говорит Дмитрий Закарлюкин. На этом тезисе основывается другая его идея, получившая название «Вещеворот». Активисты общественного движения «Сделаем» организовали массовый сбор старых носильных вещей. И опять же двойной эффект: вещи в хорошем состоянии продаются за копейки, например, через благотворительные магазины или отдаются даром бездомным, а текстильные отходы идут в переработку. По подсчётам Закарлюкина, на среднестатистической городской свалке – пять-шесть процентов подобных отходов. Это, конечно, не объём органических, но в совокупности – тонны. Разгрузив от них свалку, город может сэкономить 10 млн рублей в год на захоронении отходов.

А что же с экомобилем?

Конечно, соблазнительно думать про инновации и космические технологии, более того – наверняка в России есть светлые головы, которые могли бы создать аналог американского электромобиля «Тесла». Но… Слишком далека мечта. А жизнь происходит сию минуту.

До какого-то момента роль экотакси исполняла обычная легковушка с просторным багажником. Однако желающих воспользоваться этой услугой со временем становилось больше. Понадобился фургон или даже грузовичок.

- Но мы же мыслим экологически, - улыбается Закарлюкин. –Обычная «газель» нам не подходит идеологически. Нам нужен экогрузовик! К тому же мы подсчитали: стоимость пробега электрогрузовичка – 50 рублей на 100 км. А у бензиновой «газели» – 300 - 500 рублей. Стали думать, пригласили в команду инженеров. И в итоге пришли к нашей нынешней идее.

Смысл такой: берётся шасси обычной «газели», на неё устанавливается электропривод, причём, не просто электрический движок, а чтобы была рекуперация – это когда батарея подзаряжается в процессе торможения.

- Нам предлагали не ломать голову, а купить готовый китайский электрокар. Но это нерентабельно и неинтересно. Лучше сделаем свой. Мы подсчитали, что он обойдётся нам в 600 тысяч.

Но 600 тысяч это тоже деньги. Где их найти? И снова был найден неожиданный способ. Есть такое модное понятие – краудфандинг. Сегодня в интернете существуют площадки, где одни люди предлагают какие-то идеи, а другие дают кто сколько может. Тот самый случай, когда интересная идея может сама на себя заработать. Всего за месяц было собрано 55 тысяч рублей. Вроде немного, но если вдуматься – ведь изначально была лишь идея!

Мысли глобально…

Но самое интересное – даже не сам экогрузовик. Мысль Закарлюкина идёт дальше.

- Примерно 40 процентов выбросов в Челябинске сегодня даёт автотранспорт. Если помечтать, что электромобили заменят авто, то в городе станет заметно легче дышать. Но с чего начать? С малого коммерческого и муниципального транспорта!

У «газели», которая развозит мелкие партии товара или почту, как правило, фиксированный дневной пробег. Если одной зарядки будет хватать, условно, на 100 км, а за время обеденного перерыва машину можно зарядить и ездить ещё 100 км, то у целой категории транспортников появляется интерес к сети зарядных станций. А когда она появится, можно будет говорить об электромобилях для частных лиц.

- Нам важно показать, что электромобили – не развлечение, а вполне реальный и экономически интересный вид городского транспорта.

Мы рассказали лишь о части проектов Дмитрия Закарлюкина и его соратников из общественной организации «Сделаем». Узнать подробнее о её проектах, предложить свой, предложить помощь можно на сайте sdelaem74.ru или на страничке организации в соцсети «Вконтакте».

Николай Сумароков, фото из личного архива Дмитрия Закарлюкина