Челябинская экология и московская политика

Напомним, конкретные поручения были даны Правительству России и властям субъектов Федерации. Борис Дубровский был основным докладчиком на Госсовете, в связи с чем у Челябинской области довольно интересная позиция. Нас волнует не только местная, но и федеральная повестка. В частности, судьба наших инициатив, связанных с управлением качеством атмосферного воздуха во всех крупных промышленных городах. Борис Дубровский, напомним, предложил новый подход к этой наболевшей теме: создание сводных расчётов всех вредных выбросов в городе, чтобы на основе суммы выбросов определить приемлемые слагаемые – квоты для каждого предприятия. В результате вредные выбросы не должны превышать 1 ПДК в жилой зоне по каждому из веществ.

Владимир Путин поручил правительству до 1 октября сформулировать предложения по внесению изменений в законодательство. Таким образом, новая система управления качеством воздуха должна стать частью закона «Об охране окружающей среды», обязательного к исполнению.

Несмотря на всю очевидность таких мер и поручения Президента России, довести идеи до воплощения не так просто. Для собственников промышленных предприятий это означает две вещи: пересмотр отношений с государством и обществом и экологическую модернизацию производства. А она стоит денег. Представители промышленного лобби настаивают, что сделать это будет непросто: экономический кризис, режим санкций, отсутствие дешёвых кредитов усложняет задачу.

Тональность обсуждений темы исполнения президентских поручений и отсутствие адекватной динамики в действиях некоторых федеральных министерств и ведомств вызывают беспокойство не только в Челябинской области, но и у спецпредставителя президента по вопросам экологии и транспорта Сергея Иванова. Сложность задачи, полагают сторонники новой системы, не делает её невозможной. По инициативе Сергея Иванова Минприроды создаёт рабочую группу для внесения упомянутых нами изменений в законодательство. В неё войдёт министр экологии региона Ирина Гладкова.

Кроме того, у региона есть ресурс в виде депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Борис Дубровский не без оснований надеется на их помощь.

В частности, Дубровский настаивает, чтобы субъект участвовал в рассмотрении графика снижения выбросов. Ведь одно дело, если этот переход займёт пять лет, и совсем другое – если 25 лет. У этой разницы есть очевидный этический аспект: не все могут ждать четверть века, но все имеют конституционное право дышать чистым воздухом.

Власти Челябинской области хотели бы участвовать и в процедуре утверждения новых квот на выбросы. Сегодня их утверждает Росприроднадзор, причём на основе «бумажных» расчётов, а регионы остаются в роли зрителей. Это не совсем правильно, поскольку жители регионов требуют действий именно от избранных ими губернаторов. И здесь тоже требуется участие наших парламентариев в Москве. Одним из таких действий стал сегодняшний круглый стол, инициированный челябинским сенатором Олегом Цепкиным, посвящённый реализации наших идей на законодательном уровне.

Как снизить выбросы уже сейчас

Параллельно идёт работа на местном уровне. Почти готов сводный расчёт выбросов для Челябинска. И уже понятны контуры будущих квот на выбросы для предприятий. Эти цифры были доведены до их руководителей. В конце апреля – в мае Дубровский намерен пригласить директоров челябинских заводов, чтобы обсудить с ними предполагающуюся систему квот. В правительстве региона есть убеждение, что к будущим изменениям в законодательстве есть смысл готовиться уже сейчас, не откладывая дело в долгий ящик. В этом должны быть заинтересованы и сами предприятия. Образно говоря, именно у челябинских заводов есть фора в виде понимания того, в каких условиях они будут работать в обозримой перспективе. А следовательно, в конкурентной борьбе наши предприятия будут успешнее.

Напомним, что с 2019 года вступает в силу норма, которая обязывает предприятия использовать в своей работе принцип наилучших доступных технологий. Однако и здесь существует противодействие. Союз промышленников и предпринимателей считает, что отечественная промышленность будет готова к этой мере не раньше 2023 - 2025 года.

Между тем есть возможность уже сейчас уменьшить выбросы путём соблюдения технологической дисциплины и исполнения всех предусмотренных законом и технологией процедур и регламентов. И Дубровский, как бывший гендиректор ММК, это хорошо знает. В правительстве региона считают, что эти меры могли бы помочь сократить выбросы на 20-30 процентов уже в самое ближайшее время. Об этом тоже пойдёт разговор на встрече у губернатора.

- Это очень серьёзный резерв, - комментирует вице-губернатор Олег Климов. - Если экологическая дисциплина станет внутренним убеждением для руководства предприятий, когда системы очистки будут работать не для комиссии, а в тех режимах, которые предусмотрены их паспортными данными, когда люди, которые их обслуживают, будут иметь мотивацию, а в случае отключения систем очистки нести ответственность, тогда мы можем довольно скоро увидеть результат.

Экология в основе транспортной стратегии

Вторая часть президентских поручений напрямую касается регионов и муниципалитетов. Речь идёт об уменьшении вклада транспорта в загрязнение воздуха в городах. В Челябинске это около 40 процентов.

По словам главы Челябинска Евгения Тефтелева, губернатор поддержал его идею закупить три новых трамвая производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Общественность давно недоумевает: у нас в Усть-Катаве делают современные трамваи, они курсируют в некоторых российских и даже зарубежных городах, почему их нет в Челябинске? Вопрос в деньгах. Одна такая машина стоит не меньше 20 млн рублей. Челябинская область будет участвовать в федеральной программе, которая предусматривает дотации на приобретение трамваев. Но это лишь 8 млн на машину, остальные деньги придётся искать самим. Тем не менее начало положено. Ранее губернатор в ежегодном послании положил конец дискуссиям о том, нужно или нет нам развивать электротранспорт.

Закупка современного пассажирского городского транспорта – это лишь одна из составляющих, приятный, но лишь эпизод. Дубровский же всегда призывает к системной работе. В Челябинске и других городах региона должны быть пересмотрены транспортные схемы. Отправной точкой опять же будет сводный расчёт выбросов по автомагистралям. Он появится в Челябинске в октябре.

- Такой опыт в стране уже есть, в частности, в Санкт-Петербурге и Казани, где в основе транспортной стратегии лежит экология, - говорит Олег Климов. – Что предполагает схема? Будут проанализированы транспортные потоки, чтобы понять, где строить новые развязки и единые парковочные пространства, куда убирать транспорт из центра города. Очевидно, первой мерой станет запрет на въезд в центр города тяжёлых грузовиков и фур. Для них в пригороде должны быть построены площадки, где товар перегружается на малогабаритный транспорт и уже потом развозится по магазинам. А к тем грузовикам, что обеспечивают работу предприятий, будут предъявлены повышенные экологические требования и меры контроля со стороны муниципалитета.

По словам вице-губернатора, на муниципалитет ляжет и обязанность регулирование пробок с помощью специального алгоритма работы светофоров. В некоторых городах России работают «умные» системы, которые автоматически анализируют загрузку улиц и дают алгоритм работы светофоров. Такая система нужна и Челябинску.

Есть меры очевидные, но в отсутствие эффективной законодательной базы, трудно реализуемые. В частности, сегодня стал актуальным вопрос замера выхлопов у грузового (прежде всего) транспорта. Даже если инструментально зафиксировано превышение, водитель может сослаться на успешно пройденный техосмотр. В этом случае дело ограничивается предупреждением. И только попавшись во второй раз, можно схлопотать штраф в 500 рублей.

Рубить – губернатору вредить

В поручениях президента о стимулировании развития экологического транспорта и систем управления транспортными потоками указан срок, в который региональные власти должны сделать соответствующий доклад – до 1 июля 2017 года. Во многом эта работа должна выполняться муниципальными властями.

- Хотелось бы, чтобы у города скорее появилась стратегия, и люди увидели системный подход, - говорит Олег Климов.

Между тем в областном центре пока не видно системной работы. На рабочей группе у губернатора обсуждались и вопросы озеленения. Десятки тысяч зелёных насаждений были уничтожены в ходе пресловутой «дорожной революции» во времена губернаторства Михаила Юревича. Сейчас выделены деньги на инвентаризацию зелёного хозяйства в Челябинске. Но программы, которая бы увязала инвентаризацию, надзор, систему озеленения и т. д., нет. Более того, в городе в Год экологии продолжаются вырубки деревьев. Причём одно дело, когда это явное браконьерство, – здесь подключается полиция и прокуратура. И совсем другое, когда вдруг выясняется, что рубщики имеют все разрешительные документы, как это случилось на площадке возле памятника Курчатову. По мнению Олега Климова, такого нельзя допускать, поскольку это дискредитирует экологическую политику губернатора.