Сегодня мы представляем фоторепортаж Алексея Гольянова о строительстве Керченского моста в сопровождении его рассказа о том, как меняется Крым в последние годы.

Как убивали Крым при Украине

Я 30 лет подряд приезжаю в Крым, в детский бардовский лагерь. Начиная с конца 1980-х, со времен СССР. Видел все, что было тогда, как убивали Крым при Украине. Поля, которые при советской власти были засеяны, с 1991 года опустели, стали зарастать кустарниками, сорняками. Рядом с нашим лагерем, в деревне Глазовка действовал небольшой консервный заводик. И местный совхоз производил консервированные огурцы, кабачки, маринады... К 2000 году там не осталось даже бетонных стен от цеха. Все растащили по кирпичику, что могли, сдали в металлолом. И множество других предприятий по всему полуострову снесли под ноль. Даже следов не осталось. Производство в республике было практически загублено.

Да и туристическую сферу, которой славился Крым, завели в тупик. Ездить сюда отдыхать стало невыгодно. Понастроили домиков с минимальными удобствами, а цены установили как в пятизвездочных отелях. Инфраструктурой пляжей никто не занимался. Был замечательный «Золотой пляж» в Феодосии, роскошное место, песочек, водичка теплая. В конце 90-х - в 2000-х подойти к нему было страшно. От него несло отхожим местом. Потому что на нескольких километрах пляжной прибрежной полосы осталось всего две туалетные будки (только сейчас там все очистили и облагородили). То есть Крым в украинские времена умудрились развалить напрочь, это было целенаправленное убийство. При этом Киев все время вещал, что Крым – это не нужный никому довесок, сугубо дотационный регион, который только тянет деньги и ничего не отдает, что Украина его содержит.

Керченские метаморфозы

В свое время Керчь был богатым, цветущим городом. Там стояла крупнейшая в мире китобойная флотилия «Слава», кораблестроительный завод, судоремонтный завод, была мощная рыболовецкая отрасль, металлургический комбинат имени Войкова. Во времена Украины Керчь превратилась в медвежий угол, никому не нужный. Практически все предприятия либо закрылись, либо работали через раз, туристическую сферу тоже разрушили, безработица была жуткая. Лифты во многих домах не работали, водопроводы не действовали, во дворы приезжали водовозки и люди таскали ведра на себе.

Сегодня судоремонтная верфь восстанавливается практически с нуля, реконструировали знаменитую лестницу Митридата, вообще город преображается. Если в украинские годы там нередки были веерные отключения электричества, сегодня в Керчи переизбыток энергии, город ночью светится огнями, иллюминацией. С приходом России наведен порядок в торговле, в транспортной системе, в правоохранительных органах…

Здесь все – за Россию

Никогда не верил нашей статистике и знаю, как, порой, подтасовываются результаты опросов. Но когда три года назад я был здесь, на каждом углу слышал: «Спасибо, что наши пришли!». И слышу это каждый год. Это утверждают все: от пацанов до старушек, от дворников до антикваров. «Да, проблем с приходом России тоже хватает, – говорят люди, – но жить мы точно стали лучше, бардака стало гораздо меньше, и нам больше никто не плюет в лицо и не кричит, что мы чьи-то нахлебники. Мы себя сами кормим, сами зарабатываем». Я верю, что здесь больше 80-90 процентов населения проголосовали за воссоединение Крыма с Россией.

Керчь – один из тех городов, где вообще не было ни одного митинга в поддержку Майдана. Это действительно русский город, где все – за Россию. Настоящие патриоты страны.

Масштабы стройки впечатляют

Я уже третий год смотрю, как строится мост. Поначалу тоже сомневался, что такое возможно. Зная эту косу, направление, расстояние, я не верил, что такую махину можно построить за столь короткий срок. Сейчас я вижу, как со стороны порта «Кавказ» идут эшелоны с цементом, с щебенкой, кораблями подвозятся стройматериалы, элементы конструкции, когда все вокруг грузится, шевелится, строится. Со смотровой площадки, которая сейчас стала еще одним местом притяжения туристов, видны куски уже готовой трассы, идущий полным ходом монтаж, огромные опоры, арки. Масштаб гигантский. И на этом фоне – большой строительный муравейник: люди, краны, грузовики, экскаваторы, все движется, все работает.

Со времени нашего возвращения одна из арок Керченского моста уже была установлена на опоры в самом проливе и под ней прошли первые суда. План сдачи – сентябрь 1918-го? Да легко! При таких темпах, даже не сомневаюсь.

Уже и на стороне полуострова начали серьезно перестраивать и расширять трассу, на которую выйдет Керченский мост.

А украинцы до сих пор пишут, что все это фейк, голограмма, съемки в павильоне «Мосфильма», снятые с помощью игрушечных моделей, сделанных из пластилина, что никакого моста никогда не будет. То же самое они писали и про энергомост. А сейчас он уже с запасом питает электричеством весь Крым. Мы в прошлом году испытали настоящий шок. Когда летом приехали к открытию лагеря, здесь только-только начали ставить первые две высоковольтные вышки, а когда мы уезжали, энергомост был продлен уже на десять километров вглубь – за месяц! Затем за три-четыре месяца вся трасса была завершена и сдана в строй.