Согласно социологическим исследованиям, в текущем году объемы онлайн-покупок впервые превысили количество покупок в традиционной торговой сети. Но в связи с растущей популярностью онлайн-покупок у потребителей возникает много вопросов, касающихся рисков приобретения товаров в Интернете, а также обмена и возврата товаров.

Порядок приобретения товаров

Покупка товаров в интернет-магазине, как и в других торговых учреждениях, регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). Возникшие проблемы с покупками в Сети нужно решать, опираясь на этот закон. Недобросовестный продавец, услышав вашу осведомленность в своих правах, может пересмотреть свою позицию. Основные пункты, которые должен знать каждый покупатель в Интернете:

– для совершения покупки через Интернет желательно составить договор. Как правило, продавец имеет стандартный шаблон договора, по которому работает с покупателями. Однако никто не запрещает вам использовать свой шаблон договора. Это не обязательное требование, но в то же время дополнительная гарантия;

– перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре (ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей): буклеты, фото, видео, другие источники;

– помимо этого, покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке;

– в момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон (п. 3. ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Можно ли отказаться от товара?

Пункт 4 ст. 26.1 Закона говорит о том, что покупатель имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него на протяжении семи дней. Что может стать причиной отказа?

Если в момент получения товара в упаковке не было информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, покупатель может вернуть товар в течение 90 дней с даты его получения.

Если товар не соответствует индивидуально-потребительским свойствам покупателя, он может отказаться от него. В данном случае продавец в течение десяти дней с момента требования обязан вернуть оплату. При этом возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку.

Для возврата товара продавцу он должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранить товарный вид и свойства на момент возврата.

Отказаться невозможно только от одного вида товара, который сделан под заказ, по вашим индивидуальным параметрам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью.

Экспертиза за счет продавца

Если причиной возврата товара служит претензия к его свойствам, продавец вправе заказать проведение экспертизы качества. Если он будет настаивать на этой мере, срок обмена увеличивается и будет равным двадцати дням (п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).

Как правило, экспертиза проводится за счет продавца. Так как именно он оспаривает тот факт, что товар не соответствует первоначальным характеристикам. Если результат экспертизы не удовлетворяет покупателя, он имеет право оспорить это решение в суде, предоставив вывод других квалификационных структур.

Если продавец имеет определенные задержки с заменой, согласно п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей, он обязан предоставить вам другой товар во временное пользование. С момента обращения у продавца есть три дня для предоставления замены.

Прежде чем действовать, нужно знать, как вернуть деньги за товар, который не подошел. Как уже говорилось выше, основной документ, на который должен опираться покупатель – Закон о защите прав потребителей.

В ст. 23 Закона говорится о том, что за каждый день просрочки продавец заплатит 1 % от общей стоимости товара в случае, если не вернут в установленном порядке оплату за несоответствующий вашим требованиям товар.

Прочие пункты возврата товара регулируются ст. 18 - 24 Закона о защите прав потребителей. Если товар нужно обменять, например, не подошел размер или выявлен дефект, его можно вернуть в течение двух недель для обмена.

Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара.

Алгоритм действий

Основное правило, действующее в отношении товаров, приобретенных в интернет-магазине, – это право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю. Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.

Покупателю дается семь дней для того, чтобы доставить не подходящий ему товар в интернет-магазин. Если интернет-магазин не довел в письменной форме (памятка) до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев.

  • Составить требование о возврате товара. К нему обязательно нужно приложить оригинал расчетного документа (копию сделать для себя), а также копию паспорта покупателя. Оригинал чека лучше отдавать в тот момент, когда интернет-магазин непосредственно возвращает деньги или оформляет фактический обмен товара.
  • Предоставить магазину товар, гарантийный талон, все комплектующие, притом ярлыки и бирки должны быть сохранены, а нарушение заводской упаковки не является основанием для отказа обмена товара или возврата денег.
  • Получить деньги от продавца или оформить обмен. В последнем случае нужно оплатить разницу в стоимости товаров (если обмен происходит на более дорогую модель), получить гарантийный талон и чек.

Как вернуть неисправный товар

Если товар оказался неисправным, его необходимо вернуть до окончания гарантийного срока. В случае, если вес товара больше пяти килограммов, интернет-магазин должен оказать доставку товара в сервисный центр.

Сервисный центр должен выдать заключение о том, что товар неисправен или не может быть отремонтирован. Согласно п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Лучше лично предоставить товар в сервисный центр, так как продавец может повлиять на результат экспертизы и сделать виновным покупателя. Также необходимо доставить товар по адресу интернет-магазина, предоставить акт, чек, гарантийный талон и все комплектующие, затем получить деньги от продавца или оформить обмен.

Возврат денег покупателю

Для возврата денег необходимо составить акт возврата, в котором должно быть две подписи (покупателя, продавца). Продавец должен вернуть деньги в момент составления акта, однако у него есть право совершить возврат в течение десяти дней. При этом есть три варианта возврата:

– наличными;

– перевод через почту;

– на карту или счет.

Расходы по перечислению суммы несет продавец.

Если магазин после составления акта возврата в течение десяти дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд. При этом нужно предоставить всю информацию, среди которой - все платежные документы, факт отказа продавца от возврата (если это возможно), электронная переписка, сам товар, гарантия, упаковка. Не лишним будет сделать скрин экрана на странице интернет-магазина с личным кабинетом.

И не забывайте, что существует перспектива не только возврата товара и получения денег назад, но возможна и замена товара, обмен на подходящую вещь, аналогичную по цене, но другого цвета, фасона, размера и т. п. Этому праву обиженного покупателя проштрафившийся продавец куда охотнее будет потакать и его гораздо быстрее его реализует.

Что нельзя покупать онлайн?

Необходимо знать, что существуют товары, которые запрещено законом продавать дистанционно. Сюда относится алкогольная продукция, некоторые виды лекарств, на которые нужна специальная лицензия, а также некоторые ювелирные изделия.

Какие же еще законы распространяются на торговлю в Интернете? Это федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» (закон очень весомый, если учитывать, что очень часто личные данные используются для регистрации на различных сайтах и в социальных сетях, через которые тоже, возможно, и ведется торговля).

Законодательство в этой области еще молодое и, если можно так выразиться, не оперившееся. В нем много парадоксов и, порой, встречаются не совсем понятные вещи, однако в него вносятся поправки, а самое главное – оно становится действующим!

Постепенно все проще становится отстоять свои права не только в повседневной жизни, но и в жизни виртуальной, борясь за свои права с недобросовестными онлайн-продавцами, все чаще закон встает на сторону потребителя, уличает продавца, который пренебрег своими обязанностями по отношению к покупателю и применяет к нему соответствующие санкции.

Инна Панкова, фото из открытых источников