В нынешнем году исполнилось 30 лет с тех пор, как в Челябинске появился орган. К этому событию Челябинская филармония выпустила книгу-фотоальбом «Орган без границ» с двумя компакт-дисками, редактором-составителем которой стал народный артист России Владимир Хомяков. В истории нашего органа были как триумфальные страницы, так и драматические. Благодаря органу и его мастеру Челябинск стал одним из центров музыкальной жизни России. Три года назад наш орган обрел новый дом, а в следующем году у него появится младший брат.

Рождение феномена

В 1982 году было принято решение о начале реконструкции полуразрушенного здания бывшей церкви Александра Невского на Алом поле. После революции в нем размещалась типография, залы картинной галереи, станция юных техников, шахматная школа, планетарий. Когда на самом верху было принято решение, что в Челябинске должен появиться орган, лучшего места было не найти. Здание было специально «заточено» под инструмент германской фирмы «Ойле». Открытие зала состоялось 13 сентября 1986 года, а 30 июля 1987 года прошел первый органный концерт.

Одна из глав книги «Орган без границ» рассказывает о том, как создается орган. Иллюстрирует рассказ целая галерея исторических фотографий.

С 11 апреля 1987 года и по сей день органистом и органным мастером Челябинской филармонии является Владимир Хомяков. Теперь уже народный артист России, лауреат многочисленных российских и международных фестивалей и конкурсов, признанный исполнитель не только классических для своего инструмента произведений, но и импровизационной музыки на органе.

Собственно, феномен челябинского органа состоит из трех на редкость счастливо сошедшихся обстоятельств. Мастера «Ойле» создали уникальный инструмент, архитекторы и строители сумели идеально присовокупить к инструменту зал. А Владимир Хомяков привнес сюда жизнь и вдохновение.

Центр культурного бурления

Челябинск стал родиной такого явления как «Новое органное движение». Так назвала себя ассоциация молодых российских музыкантов, стремящихся глубже постичь традиции европейской органной культуры. С 1992 года в России состоялось девять фестивалей, из них четыре – в Челябинске.

Наш город стал центром какого-то очень важного культурного бурления. Дух вольности в стране породил не только последующие безобразия, но и романтический порыв молодых музыкантов. Теперь это Имена – Даниэль Зарецкий, Вячеслав Муртазин, Алексей Шмитов, Алексей Панов, Людмила Камелина, Александр Титов, Юрий Крячко, Анастасия Сидельникова, Виктор Ряхин. Благодаря этому фестивалю в нашем органном зале священнодействовали такие мэтры европейского органа, как Ги Бове, Людгер Ломанн, Зигмонд Сатмари, Дэвид Сенгер. И еще они учились выговаривать слово «Челябинск».

Помимо «Нового органного движения» наш город становился площадкой для проведения и других музыкальных саммитов, среди них «Баховский фестиваль», «Орган без границ» и, конечно, «Джаз на большом органе».

Сам Владимир Хомяков предпочитает говорить не о джазе, а об импровизационной музыке. Целое направление в современной российской академической музыке возникло из «Июльской импровизации» Владимира Хомякова. С ней он стал победителем фестиваля «Джаз на церковном органе» в Ганновере. А потом предложил проводить уже свой, челябинский фестиваль «Джаз на большом органе». Теперь это одно из ключевых событий в культурной палитре региона. И более того – уникальная традиция.

На переломе

Самым драматичным эпизодом истории челябинского органа стал вынужденный переезд. Бывший губернатор Михаил Юревич в 2010 году пообещал патриарху Кириллу в кратчайший срок освободить помещение храма Александра Невского. Орган поначалу планировалось разобрать и сложить в подвале – до того, как найдется для него новое место.

Но челябинцы, знавшие, как делает дела Юревич, обеспокоились и вышли на митинг. А сам Владимир Хомяков занял четкую музыкантскую и гражданскую позицию: пока не будет гарантий того, что переезд органа не ухудшит его звучания, делать этого нельзя.

И тогдашняя власть вынуждена была прислушаться к мнению мэтра, поддержанного общественностью. Были приглашены лучшие специалисты, найдено и реконструировано новое здание – бывшего кинотеатра «Родина», и орган бережно и не торопясь перенесли на новое место.

Сегодня Владимир Хомяков удовлетворен тем, что получилось. Хотя легкая грусть о былом дает о себе знать.

– Проходит время, старый звук забывается, а новый мне нравится все больше, – говорит Владимир Викторович. – Органисты, которые приезжают сюда, совершенно искренне хвалят инструмент и зал. Кстати, в бывшем зале, когда публики было с избытком, акустика исчезала. А здесь что при пустом зале, что при заполненном практически не меняется.

Ждем «Йоханнус»!

Органная музыка была своего рода роскошью. Конечно, в каком-то смысле она и обязана оставаться до некоторой степени элитарной. Но в конце 2000-х годов тогдашний наш губернатор Петр Иванович Сумин поставил задачу: сделать филармоническое искусство доступным для жителей всей области, а не только Челябинска. Но как это осуществить, если речь идет об органе, стационарном инструменте?

В 2008 году Владимир Хомяков предложил руководителю филармонии Алексею Пелымскому идею: приобрести электрический орган «Хаммонд». Во-первых, его можно было легко перевозить. А во-вторых, это инструмент со своим голосом и характером, открывающий большие возможности для музыкантов.

Однако задумке не суждено было сбыться. Вскоре грянул кризис, и идею приобрести мобильный орган отложили до лучших времен. Многим даже казалось, что похоронили вовсе.

Однако в конце 2017-го к ней вернулись. Правда, у нас будет не «Хаммонд» – они не выпускаются с 1973 года. И хотя за границей можно купить инструмент из вторых рук, но законодательство о закупках этого не позволяет. Может, это и к лучшему. Потому что филармония собирается приобрести совершенно новый электронный орган, в котором воплотились самые современные технологии.

Это будет инструмент голландской фирмы «Йоханнус», модель Ecclesia T250. По мнению экспертов, «Йоханнус» делает самые лучшие электроорганы в Европе, звук которых настолько близок звучанию традиционных духовых органов, что даже специалисты не сразу замечают разницу.

Соответственно, и Ecclesia T250 – это очень хороший инструмент. У него два ряда клавиш (мануалов), по 34 регистра – романтических, симфонических, барочных и исторических. Аудиосистема Ecclesia T250 включает в себя восемь широкополосных специализированных громкоговорителей и один высококачественный сабвуфер для воспроизведения глубоких басовых регистров. Такая комбинация позволяет создать мощный качественный звук органа, причем даже в неидеальном с точки зрения акустики зале.

Ну и, наконец, такой компактный инструмент можно будет перевозить на небольшом грузовичке. Это значит, что уже в 2018 году органные концерты станут доступны жителям всей области.

Фото Алексея Гольянова