В последнее время ОПЧО под руководством Олега Дубровина становится весьма эффективной площадкой для обсуждения экологических проблем. Здесь, в частности, обсуждается тема строительства Томинского ГОКа. Не менее остро стоит вопрос загрязнения атмосферы в Челябинске, Магнитогорске и других промышленных городах. 31 января об этом говорили представители власти и депутатского корпуса, а также руководители крупных челябинских предприятий и эксперты.

Экология – самая главная проблема

Председатель комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов сообщил, что базовая тема комитета в 2018 году – поправки к закону «Об охране окружающей среды», предполагающие создание сводных расчетов загрязнения. Напомним, такие поправки были предложены челябинским губернатором Борисом Дубровским на «экологическом» заседании Госсовета в конце 2016 года, а позже стали президентскими поручениями. Депутат обратил внимание, что Правительство России и конкретно Минприроды, довольно легкомысленно относится к поручениям президента: на сегодняшний день ни одно из них (а всего их десять) не исполнено до конца.

Владимир Бурматов подчеркнул, что одной лишь системой квотирования выбросов на основе сводных расчетов проблему смога в Челябинске не решить, нужны комплексные меры. Среди них выявление всех источников выбросов, включая неучтенные, восстановление системы общественного транспорта, прекращение вырубки зеленых насаждений и контроль за новыми высадками. Фактором, значительно усугубляющим ситуацию с качеством воздуха, депутат назвал бессистемную точечную застройку, мешающую циркуляции воздушных масс.

Самой главной проблемой для жителей Челябинска и Магнитогорска назвал экологию вице-губернатор области Сергей Сушков, сославшись на данные социологии. Он напомнил, что в Челябинске количество разрешенных предприятиями выбросов составляет сегодня 350 тысяч тонн в год. Сами же предприятия, если верить отчетам, выбрасывают сегодня 150 тысяч тонн. То есть вполне законно могут увеличить выбросы более чем в два раза, однако дышать и так уже нечем. Сергей Сушков полагает, что есть значительный объем неучтенных выбросов, найти их – задача для минэкологии региона. Среди других существенных факторов загрязнения воздуха выступающий назвал автотранспорт (500 тысяч машин только в Челябинске), Коркинский разрез, городскую свалку и ЮУЖД, сортировочная станция которой находится практически в центре города. Вице-губернатор заявил, что новые коммерческие микрорайоны «Академ-Риверсайд», «Чурилово» и «Парковый» буквально закрыли приток свежего воздуха в город.

Сергей Сушков подчеркнул, что люди ждут от власти понятных и действенных мер уже сейчас. В их числе он назвал рекультивацию свалки и тушение эндогенных пожаров на Коркинском разрезе с дальнейшей его рекультивацией, вынос сортировочной станции ЮУЖД в другое место, поиск других реагентов для челябинских дорог, которые бы не оставляли пыль, и вообще иной технологии уборки улиц. По словам вице-губернатора, поставлена задача быстрее реагировать на жалобы горожан и лучше координировать действия контрольно-надзорных органов и власти. В отношении нарушителей природоохранного законодательства должен действовать принцип неотвратимости наказания.

И. о. министра экологии области Яна Куприкова сообщила, что регион не стал дожидаться поправок в законодательство, и в Челябинске уже готов сводный расчет загрязнений атмосферного воздуха, который включает в себя данные по стационарным источникам и основным городским автотрассам. Готов расчетный сценарий рассеивания выбросов, показывающий пиковую нагрузку в периоды НМУ. В итоге определен перечень из 36 загрязняющих веществ, подлежащих квотированию, и оценка квот выбросов для 21 крупного предприятия-загрязнителя с тем, чтобы в любой точке города загрязнение не превышало 1 ПДК.

Что касается будущих поправок к законодательству, то, по словам и. о. министра, существует два варианта законопроекта о сводных расчетах: первый – челябинский, второй – Минприроды РФ. По сути они почти идентичны, разнятся лишь юридические алгоритмы, заверила оратор.

Владимир Бурматов добавил, что реализация новой схемы управления качеством атмосферного воздуха на основе нового варианта закона начнется в ряде пилотных регионов. По словам депутата, Челябинская область точно войдет в их число.

Что делают предприятия?

О результатах природоохранной деятельности рассказали представители южноуральских предприятий. Наиболее четкая программа у Магнитогорского металлургического комбината. В 2017 году здесь было завершено три масштабных проекта. Реконструкция сероулавливающих установок на аглофабрике позволила сократить валовые выбросы на 24,75 тысячи тонн в год. После реконструкции газоочистки в электросталеплавильном цехе масса выбрасываемой пыли сократилась на 1,8 тысячи тонн. А строительство системы аспирации литейного двора в доменном цехе привело к сокращению выбросов пыли еще на 0,19 тысячи тонн в год. Это стоило предприятию 6,423 млрд рублей.

Начиная с этого года и до 2025-го ММК планирует инвестировать в природоохранную деятельность еще 38,1 млрд рублей. В итоге валовые выбросы сократятся с 199,2 тысячи тонн до 182,7 тысячи тонн. Представитель ММК Александр Левашов напомнил, что в 2000 году их было 318,5 тысячи тонн.

Вице-президент РМК по природоохранной деятельности Наталья Гончар сообщила, что завод «Карабашмедь» сократил количество выбросов вредных веществ в атмосферу в 20 раз с 2000 года. А в 2016 - 2018 годах завод инвестирует 2,3 млрд рублей в экологическую модернизацию производства. В частности, уже закуплено оборудование для замены газоочистной системы. Ее монтаж должен завершиться в конце этого года. Подготовлена программа по реабилитации прилегающей территории и ликвидации объектов ранее накопленного ущерба на территории города, в том числе разработан проект рекультивации бесхозного хвостохранилища. На его месте в будущем планируется разбить сквер.

Предприятие «Мечел-Кокс», один из самых больших загрязнителей воздуха в Челябинске, представил план природоохранных мероприятий на следующие три года. Планируется уменьшить валовые выбросы почти на 200 тонн в год. Затраты составят 595 млн рублей. Управляющий директор «Мечел-Кокса» Сергей Корчаков сообщил, что в 2006 - 2017 годах предприятие уже вложило в природоохранные мероприятия 1,3 млрд рублей.

Однако заместитель природоохранного прокурора области Наталья Дриманова напомнила о двух уголовных делах в отношении «Мечел-Кокса», в частности про выбросы нафталина, и открытом вопросе о создании санитарно-защитной зоны для группы предприятий «Мечел». Разговор о СЗЗ ведется уже много лет. Представители «Мечела» пообещали закончить ее оформление к концу 2018 года.

Представители ОАО «Фортум» сообщили, что компания отказалась от использования челябинского угля (он считается грязным) в пользу парогазовой генерации на ТЭЦ-2. Первый заместитель исполнительного директора филиала «Энергосистема Урал» – ОАО «Фортум» Сергей Комарь также опроверг мнение о том, что мини-котельные в городе экологичнее традиционной ТЭЦ. Если смотреть не на мощность, а на удельные выбросы, то они в разы больше у котельных. К тому же трубы ТЭЦ выше и расположены они на окраине города, а не в густонаселенных кварталах, как котельные.

А кто еще портит воздух?

Известный защитник Санарского бора Александр Фролов вернулся к теме поиска основных загрязнителей воздуха. Он напомнил, что 25 дней в минувшем декабре дул южный ветер и все время челябинцы, особенно жители Ленинского района, чувствовали запах гари. И новый год мы встретили в дыму, констатировал общественник. Это значит, что все это время горел Коркинский разрез. Он остался сегодня практически бесхозным. Прежний хозяин – «Челябинская угольная компания» – уже ушел, новый – ЗАО «Промрекультивация» (наполовину контролируется РМК) – еще не занимается эндогенными пожарами.

Модератор дискуссии Олег Дубровин сообщил, что как раз накануне губернатор Борис Дубровский проводил совещание по данному вопросу, где были приняты четкие решения, в том числе и о том, кто ответственен за тушение и профилактику возгораний.

Интересные цифры представил эксперт по вопросам транспорта Яков Гуревич. Он продолжил тему поисков неучтенных источников загрязнения. При том, что выбросы предприятий составляют 148 тысяч тонн в год, в общей сумме выбросы составляют около 500 тысяч тонн. Свою лепту, помимо заводов, автомобильных выхлопов и свалки, вносят противогололедные реагенты и инзос асфальта и шин (в сумме 130 тысяч тонн), деятельность неконтролируемого бизнеса, пыление отвалов и вторичные загрязнения. А Челябинск отличается от других городов наличием свалки в центре, тех же отвалов, последствиями «дорожной революции» (включая ликвидацию общественного транспорта в пользу маршруток), а также крайне неудовлетворительным качеством уборки города.

Кстати, эксперт, отдавая дань уважения готовности предприятий тратить большие деньги на собственные экологические программы, предложил задуматься над эффективностью вложений. За малую долю средств, затраченных заводчанами, можно решить множество городских проблем, создающих в итоге смог.

Как выяснилось, более трех часов не хватило, чтобы обсудить тему качества атмосферного воздуха в наших городах. Олег Дубровин пообещал, что подобные встречи будут продолжены в будущем.

***

В Челябинске количество разрешенных предприятиями выбросов составляет сегодня 350 тысяч тонн в год. Между тем, если верить отчетам, предприятия выбрасывают сегодня 150 тысяч тонн. То есть вполне законно могут увеличить выбросы более чем в два раза, однако дышать и так уже нечем.

В общей сумме выбросы в Челябинске составляют около 500 тысяч тонн в год. Доля предприятий – 148 тысяч тонн. Все остальное – это «заслуга» автомобильных выхлопов и свалки, противогололедных реагентов, деятельности неконтролируемого бизнеса, пыления отвалов и вторичных загрязнений…

Фото из открытых источников