Территория с особыми условиями

В статье 65 Водного кодекса говорится о том, что такое водоохранные зоны. Под зонами, которые подлежат охране, понимаются территории, окружающие следующие объекты: каналы, моря; водохранилища, ручьи; реки, озера. Важное условие, при котором осуществляется особая охрана границ водного объекта, – это сопряженность водохранилища с городами, с некоторыми сферами деятельности человека.

Хозяйственная деятельность на территории данных объектов протекает в особых условиях и имеет некоторые ограничения. Главное условие осуществления подобной деятельности – сохранение чистоты самого объекта и территории, находящейся рядом, а также предотвращение засорений, загрязнений, заиливания озера или иного водоема. Водоохранная зона – это территория, остро нуждающаяся в принятии мер по сохранности и восстановлению биоресурсов: растений и животных, обитающих в охраняемом районе. В границах подобной территории организуются специальные защитные полосы. Осуществлять хозяйственную деятельность на них запрещено.

Площадь охранной зоны

Водоохранная зона реки отсчитывается по-разному. Вне городов она начинается от уровня береговой линии. Она составляет:

– 0,05 км для водохранилища, озера с площадью поверхности более 0,5 кв. км;

– 0,05 км от берега для рек (длиной до 10 км);

– 0,1 км для рек длиннее 10 км (до 50 км);

– 0,2 км для рек длиннее 50 км;

– 0,2 км – для объектов, являющихся местами зимовки или нереста различных пород рыб и прочих видов организмов.

Водоохранная зона водного объекта (ручья или реки) с протяженностью до десяти километров равна береговой линии. Особых правил эксплуатации такой территории государство не определило. Граница водоохранной зоны моря находится на уровне линии максимального прилива. От этого места начинается особая морская зона, ширина которой составляет 700 метров.

Если водоем расположен в черте города, в котором есть набережная, прибрежная полоса ограничивается ее территорией. Вне набережной охраняемая зона отсутствует.

Запреты и ограничения

Подлежащие охране территории рядом с водными объектами должны быть обозначены с помощью специальных информационных знаков. Если информирование отсутствует, то нарушившее правила лицо от ответственности не освобождается.

Законом РФ определены действия, которые запрещены в пределах водоохранной зоны. Гражданам и организациям не разрешается:

– использовать сточные воды для полива почв;

– размещать в описываемой зоне могильники, места захоронения различных отравляющих веществ;

– бороться с вредителями посредством авиации;

– перемещаться на автомобилях (кроме дорог с твердым покрытием). Машину можно ставить только в предназначаемых для этого местах;

– размещать автомобильные заправочные станции, СТО, автомойки;

– организовывать хранение пестицидов и химикатов;

– осуществлять сбрасывание дренажных вод и стоков;

– заниматься разведкой, добычей полезных ископаемых;

– распахивать земли;

– организовывать отвалы грунтов;

– заниматься выпасом животных, организовывать их стоянки, места купания и лагеря.

Размеры штрафов

Если государством было зафиксировано нарушение правил, подробно изложенных в статье Водного кодекса Российской Федерации, то следует говорить о наступлении административной ответственности.

Соблюдение водоохранного законодательства – это гарантия защиты рек и морей от загрязнения, засорения, заиливания. В случае подтверждения факта нарушения на нарушителя будет наложен штраф в следующем размере: штраф до 5000 рублей – на физическое лицо; штраф до 12000 рублей (но не менее 8000) – на должностное лицо; штраф до 400000 рублей (но не менее 200000) – на юридическое лицо.

Одинаково будут наказаны и автовладелец, помывший машину у берега речки, и гражданин, который в течение целого лета пас стадо на прибрежной территории. Наказание для обоих будет одинаковым – штраф в размере до 5000 рублей.

Водным кодексом разрешено строительство в водоохранной зоне тех хозяйственных объектов, которые снабжены специальным оборудованием, защищающим рядом находящийся водный ресурс от загрязнения. Зная, сколько метров составляет особая охраняемая зона, необходимо соблюдать требования законодательства в этой части, в противном случае экологической ситуации будет нанесен большой вред.

Береговая полоса водного объекта

В статье 6 Водного кодекса РФ установлено обязательное правило обеспечения свободного доступа всех без исключения лиц к водным объектам общего пользования. Законом устанавливается береговая полоса водных объектов общего пользования, которая для большинства водоемов и водотоков составит 20 метров. Также в ст. 27 Земельного кодекса устанавливается запрет на приватизацию земель в границах береговой полосы.

В то же время многие граждане, желающие получить укромное местечко с собственным пляжем на берегу какого-нибудь озера, зачастую пренебрегают требованиями законодательства и ограждают земельные участки вплоть до уреза воды. В таких случаях мы наблюдаем нарушение требования водного и земельного законодательства об обеспечении доступа к береговой полосе. Такое ограждение будет являться незаконным и, по сути, при любой проверке прокуратуры или природоохранных органов такие ограждения заставят убрать.

Однако зачастую гражданам приходится самостоятельно бороться с самозахватами прибрежной береговой полосы. В подобных случаях стоит действовать только в правовых рамках. Для начала нужно выяснить, имеются ли у самозахватчика какие-нибудь права на береговую полосу общего пользования.

Берег – в собственности

А такие права могут возникнуть, во-первых, в случае если земельный участок с границами вплотную до уреза воды был предоставлен во времена СССР, а в дальнейшем приватизирован в начале 90-х годов. Разберем подробно, как это могло произойти.

В СССР вся земля находилась в государственной собственности, поэтому выделять у водных объектов береговые полосы общего пользования не было необходимости. Соответственно земельные участки могли предоставляться в пользование прямо до уреза воды водного объекта. После 1991 года, когда земли начали вводиться в гражданский оборот и началась приватизация, понятие береговых полос общего пользования было введено лишь Водным кодексом 1995 года.

Соответственно в момент с 1991 года до 1995 года можно было приватизировать выделенные в советское время земельные участки, подходившие вплотную к воде. Поэтому сейчас до сих пор есть землеотводы, принадлежащие на праве собственности гражданам в пределах береговой полосы, хотя по действующему законодательству приватизация таких участков была бы запрещена.

Однако право собственности на земельный участок в береговой полосе не означает, что можно возводить ограждения. В данном случае береговая полоса общего пользования является обременением для собственника земельного участка и обязывает его предоставить проход по его территории каждому желающему.

У лица, ограждающего береговую полосу общего пользования, может быть оформлено право аренды. Законодательство не содержит императивных запретов на аренду береговой полосы. Однако такое ее использование на праве аренды возможно только при условии соблюдении свободного прохода по береговой полосе общего пользования. Так что и в таком случае ограждение земельного участка до уреза воды будет незаконным.

Нет свободного доступа: что делать?

Чтобы разобраться, кому и на каком праве принадлежит береговая полоса общего пользования, для начала можно зайти в публичную кадастровую карту и найти огражденное место. Далее нужно посмотреть, подходит вплотную участок к воде или нет. Если участок подходит вплотную к воде, то можно по кадастровому номеру заказать выписку из ЕГРП в Росреестре (через МФЦ), в которой будет указан правообладатель земельного участка, а также сведения о его правах на данную землю. Теперь у вас будут сведения, кто захватил береговую полосу общего пользования и какие у захватчика есть права. Данная информация будет хорошим подспорьем при обращении в надзорные органы и потом в суд.

Однако может быть такое, что на публичной кадастровой карте будет видно, что вплотную к урезу воды земельный участок не подходит, однако имеются сформированные вблизи от береговой полосы участки. Их собственники, скорее всего, и будут являться лицами, осуществившими самозахват. Причем такой самозахват вообще не обусловлен правами на землю.

В любом случае, при обнаружении таких неправомерных действий и выявлении виновных лиц, первым делом необходимо обратиться в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор. Если указанное обращение не даст результата, то тогда надо обращаться в суд с требованием об устранении препятствий в пользовании водным объектом общего пользования и его береговой полосой.

При наличии очевидных доказательств (фотографии, показания свидетелей) об ограждении береговой полосы общего пользования суд обяжет виновное лицо устранить препятствия, мешающие свободному доступу к воде.

Инна панкова, фото из открытых источников