Возможности санавиации на Южном Урале сегодня лично оценил глава региона Алексей Текслер. За несколько минут до его прибытия вертолет доставил экстренную пациентку из Троицка, приземлившись на временно оборудованную площадку у Челябинской областной клинической больницы (планируется, что к 2020 году на территории, прилегающей к ЧОКБ, будет построена постоянная вертолетная «парковка»).

Каждый рубль, вложенный в здравоохранение, должен увеличивать жизнь граждан

– Наша первоначальная задача – оперативно доставить пациента из районной больницы в областную. Вертолет намного быстрее автомобиля. Например, из Троицка мы летели 40 минут. В пути пациента со сложными переломами сопровождали врач и фельдшер, – отметил командир воздушного судна Сергей Амброськин.

Алексей Текслер проявил большой интерес к санитарному вертолету, лично осмотрев салон и поинтересовавшись возможностями и техническими характеристиками машины. В целом, медики положительно оценили уровень оснащенности вертолета. При возникновении чрезвычайной ситуации бригада в течение 30 минут может подготовить воздушное судно к вылету.

– Здоровье и жизнь южноуральцев – самое важное для областных властей, именно это главная забота государства и чиновников. Мы готовы принимать решения и меры, которые помогут бороться за жизнь каждого южноуральца, – отметил глава региона.

Алексей Текслер пообщался с главврачом облбольницы Дмитрием Альтманом, командиром вертолета Сергеем Амброськиным и фельдшерами, обсудив сложности и проблемы, возникающие в работе санитарной авиации.

– Количество вылетов вертолета зависит в том числе и от федерального бюджета. Региональная казна лишь частично финансирует их, поэтому вылеты кратны. Однако ситуацию будем менять, – заявил глава региона.

Руководитель области отметил, что с нынешним качеством дорог в регионе вертолеты санавиации приобретают особенное значение. Они будут наиболее востребованы при доставке людей с заболеваниями сердца – инфарктах, коронарных синдромах, когда счет идет на минуты, а также при тяжелых травмах.

– Мы смогли попасть в федеральную программу и получим порядка 300 миллионов рублей. В регионе уже есть два вертолета для медиков. Доступность и качество медицинского обслуживания должно повышаться, чтобы каждый житель Челябинской области, где бы он ни жил, имел возможность получить квалифицированную помощь. Каждый рубль, вложенный в здравоохранение, должен увеличивать жизнь граждан, – высказался о программе развития санавиации Алексей Текслер.

Скорая вертолетная помощь

Развитие санитарной авиации в Челябинской области проходит в рамках приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». О том, что Южный Урал готов войти в программу, было объявлено в августе 2018 года. Челябинская область рассматривалась как будущий участник федерального проекта по санитарной авиации по причине того, что для региона характерны неравномерная плотность населения, значительные расстояния между населенными пунктами, обилие гор, лесов и водоемов.

Из всех регионов Уральского федерального округа у нас самая высокая плотность населения, самое большое количество населенных пунктов и самая большая протяженность автомобильных дорог. Площадь Челябинской области велика, а распределить высокоуровневые медицинские центры по всей территории невозможно. И встает вопрос оперативной доставки пациентов туда, где сосредоточена высокотехнологичная помощь. Вертолет «Ансат», которым пользуются челябинские медики, в этом смысле – незаменимый помощник, он комфортабелен и для пациентов, и для работы медиков. По оснащению не уступает автомобилям скорой помощи класса «С». В частности, они оборудованы реанимационным модулем, что позволяет транспортировать и одновременно оказывать помощь больным и пострадавшим в самых тяжелых состояниях. Кроме того, он может садиться даже в неподготовленных местах.

В министерстве здравоохранения региона провели анализ и подсчитали потребность Челябинской области в санитарной авиации в пределах 350 вылетов в год. Общее количество летных часов оценивается в пределах 900-1000 в год.

– Это позволит нам решить основную задачу: оперативно и качественно доставлять пациентов из труднодоступных территорий. В дальнейшем, если потребность будет выше, мы будем готовы увеличить количество вылетов, – отметил исполняющий обязанности министра здравоохранения Челябинской области Сергей Приколотин.

Сергей Приколотин, и. о. министра здравоохранения Челябинской области:

– Первый вылет санавиации в нашем регионе состоялся 16 мая нынешнего года – в село Октябрьское. Всего за этот период с территории области доставили девять пациентов в тяжелом состоянии. Все они нуждались в специализированной помощи. Пока экстренных больных, доставляемых в Челябинск по воздуху, госпитализируют только в областную больницу, но в дальнейшем планируют доставлять их и в ОКБ № 3 на Северо-Западе, а также в ожоговый центр больницы № 6. Самые частые диагнозы – инсульты, инфаркты, тяжелые травмы. Однако если, не дай бог, произойдет техногенная катастрофа – санавиация готова прийти на помощь.

Когда нужна санавиация?

Санитарная авиация – не «крылатая скорая помощь». Она используется в тех случаях, когда пациенту требуется экстренная перевозка в специализированные больницы, где есть возможность выполнить высокотехнологичную операцию.

– Речь о пациентах с сосудистыми катастрофами, которые в силу своей нетранспортабельности не были сразу доставлены в первичные сосудистые отделения либо в региональный центр. Это также пациенты с политравмой, полученной, допустим, в ДТП. Пациенты, которым требуется операция и которую нельзя выполнить в медучреждении, где они находятся в данный момент. Это могут быть пациенты, нуждающиеся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных центрах, расположенных в соседних территориях – Екатеринбурге, Кургане, Тюмени, – отметил начальник отдела организации первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации регионального минздрава Александр Шамин.

Сегодня на вооружении южноуральских медиков – два вертолета. Один из них базируется в Магнитогорске, второй – на территории аэропорта Калачево вблизи Челябинска.

Порядок оказания помощи с использованием санитарной авиации таков. При появлении пациента, требующего эвакуации авиационным транспортом, медицинская организация информирует об этом отделения плановой и экстренной консультативной медицинской помощи Челябинской областной клинической больницы или Челябинской областной детской клинической больницы для определения показаний к эвакуации. После этого вызов передается в Территориальный центр медицины катастроф Челябинской области для совершения вылета.

Цифры и факты

На реализацию проекта создания санавиации на Южном Урале предусмотрено 506,3 миллиона рублей, в том числе 360,6 миллиона из средств федерального бюджета. В рамках проекта также предусмотрено строительство одной базовой вертолетной площадки.

Всего за 2019 год будет эвакуировано 249 пациентов с использованием вертолета. По первоначальному плану, к 2024 году эта цифра должна возрасти до 313 пациентов.

Иван Малинов, фото предоставлено пресс-службой правительства Челябинской области