19 июня в малом зале Законодательного собрания региона прошел Форум территориальных общественных самоуправлений Челябинской области.

Цель Форума – консолидация общественных организаций для развития институтов гражданского общества, в том числе ТОС как надежного партнера органов государственной и муниципальной власти в реализации приоритетных социально-экономических программ, национальных проектов и решении вопросов местного значения на территории Челябинской области.

Участниками Форума была дана оценка итогам реформы МСУ в Челябинской области в части вовлечения граждан в местное самоуправление, были представлены современные модели организации общественного самоуправления, уделено особое внимание участию населения в реализации национальных проектов, вопросам создания цифровых каналов коммуникации между органами власти и гражданами, развития практик общественного контроля и инициативного бюджетирования.

Участники форума отметили, что за 20 лет деятельности ТОС в Челябинской области не были определены формы и модели их взаимодействия с органами власти, отсутствует комплексный подход государственной поддержки их развития, во многих муниципальных образованиях не приняты нормативно правовые акты, регламентирующие их деятельность.

Социологические исследования, проведенные Челябинским филиалом РАНХиГС в 2018 году, показали слабую вовлеченность жителей Челябинской области в местное самоуправление. При этом многие подчеркивали, что территориальные общественные самоуправления нашего региона обладают большим потенциалом. Общероссийская практика показала, что активисты ТОС – это лидеры общественного мнения в своих территориях и эффективные помощники органов местного самоуправления.

Общественники направили исполняющему обязанности губернатора Челябинской области Алексею Текслеру резолюцию Форума ТОС. Проект резолюции предусматривает рекомендацию правительству Челябинской области разработать проект закона «О государственной поддержке ТОС в Челябинской области», рассмотреть возможность создания совета при губернаторе по развитию территориального общественного самоуправления.

Цифры и факты

В Челябинской области 319 муниципальных образований, при этом только на территории 14 из них действуют ТОС. Формально деятельность 260 ТОС охватывает более двух миллионов человек.

Организаторы форума:

Челябинский филиал Президентской академии РАНХиГС

Ассоциация ТОС Челябинской области

 Партнеры форума:

Совет муниципальных образований Челябинской области

Челябинское региональное отделение Всероссийского совета местного самоуправления

Общественная палата Челябинской области

Общественное движение «За возрождение Урала»

Челябинское отделение «Российского союза сельской молодежи»

СОГЛАШЕНИЯ

Чтобы объединить усилия

На форуме ТОС были подписано соглашение о взаимодействии между Ассоциацией ТОС Челябинской области и Челябинским филиалом РАНХиГС. Взаимодействие активистов ТОС с преподавательским составом академии длится уже более пять лет. Совместными усилиями были разработаны методики, которые позволяют встраивать советы многоквартирных домов в систему ТОС, ведется совместная работа по разработке и внедрению современных цифровых инструментов в работу органов ТОС.

Директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов отметил: «Все наши совместные проекты высоко отмечены нашими коллегами на федеральном уровне и внесены в сборники лучших практик ТОС. Можно считать, что сегодня мы узаконим наше взаимодействие».

Было подписано соглашение между Ассоциацией ТОС Челябинской области и Челябинским региональным отделением «Российского союза сельской молодежи». Председатель правления Ассоциации ТОС Челябинской области Владимир Бодров так объяснил цель этого сотрудничества: «Наши коллеги проявляют интерес к развитию территориального общественного самоуправления на селе, подписанием соглашения мы хотим объединить наши усилия по развитию системы ТОС на территории муниципальных районов Челябинской области».

РЕЗОЛЮЦИЯ

Форума территориальных общественных самоуправлений Челябинской области

Губернатору и правительству Челябинской области:

- разработать и утвердить государственную программу по поддержке территориальных общественных самоуправлений как организаций, оказывающих общественно полезные услуги населению;

- выступить с законодательной инициативой в Законодательном собрании Челябинской области о принятии закона «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Челябинской области»;

- рекомендовать рассмотреть возможность создания совета по развитию территориального общественного самоуправления при губернаторе Челябинской области как постоянно действующего совещательного органа; к полномочиям совета могли бы быть отнесены: разработка Концепция развития территориального общественного самоуправления в Челябинской области; рассмотрение проектов нормативных правовых актов по вопросам территориального общественного самоуправления; актуальных форм взаимодействия между органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами территориального общественного самоуправления и населением Челябинской области; разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Челябинской области в сфере территориального общественного самоуправления; обобщение и распространение опыта работы органов территориального общественного самоуправления.

КОММЕНТАРИИ

Наши актуальные задачи

Владимир Бодров, председатель правления Ассоциации ТОС Челябинской области:

- На сегодняшний день в системе территориального общественного самоуправления Челябинской области действуют 260 организаций. Первый ТОС в нашем регионе был создан в 1996 году в городе Челябинске. За 20 лет деятельности этих организаций в нашем регионе накоплен большой опыт решения вопросов местного значения с участием граждан. Разрабатываются и внедряются современные методики в работу органов ТОС.

В 2018 году специалистами Челябинского филиала РАНХиГС  было проведено социологическое исследование среди жителей Челябинского городского округа. Результаты показали, что в местах компактного проживания людей основные проблемы все еще сосредоточены в сферах ЖКХ и благоустройства.

Сегодня в нашем обществе практически нет устойчивых связей и взаимодействия, в крупных городах мы практически не общаемся со своими соседями. Граждане в редких случаях сообща решают вопросы местного значения, в то же время, очевидно, что без совместных, согласованных решений резко снижаются возможности эффективного управления многоквартирными домами.

В решении данного вопроса, на наш взгляд, существует ряд перспектив, о которых можно судить на примере опыта города Челябинска.

Актуальная задача в настоящее время – повысить легитимность принимаемых решений на уровне ТОС, через формирование первичного звена, которым на наш взгляд, могут стать советы МКД.

С целью выстроить эффективное взаимодействие между советами МКД и ТОС экспертами ассоциации разработан Устав совета многоквартирного дома. В Уставе прописано, что члены совета МКД представляют интересы собственников МКД на конференциях ТОС. Такое взаимодействие повышает легитимность принимаемых решений на уровне ТОС и способствует формированию связей в нашем обществе.

Данные методики вошли в сборник «Лучших практик территориального общественного самоуправления» Всероссийского совета местного самоуправления.

Кроме этого, на общем собрании Ассоциации ТОС Челябинской области, которое состоялось в ноябре 2018 года, было принято решение создать при ассоциации «Клуб управляющих многоквартирными домами». Эта диалоговая площадка объединила экспертов по вопросам сферы ЖКХ, членов советов МКД, представителей ТСЖ, ТСН.  Участники клуба обсуждают текущие проблемы в сфере ЖКХ и сообща вырабатывают общие подходы в решении обсуждаемых проблем.

Клуб работает по нескольким направлениям – в первую очередь, это просветительская деятельность. Эксперты клуба ведут просветительский проект «PRO.ЖКХ», в рамках проекта в газете «Возрождение Урала» ведется рубрика, в которой рассматриваются вопросы сферы ЖКХ. Все материалы публикуются на сайте ассоциации и социальных сетях. Также есть практика, когда наших экспертов приглашают депутаты на встречи со своими избирателями, в рамках которых граждане имеют возможность проконсультироваться по вопросам сферы ЖКХ.

Одно из важных направлений работы клуба – оказание бесплатных юридических консультаций по вопросам ЖКХ активистам ТОС и членам общественных муниципальных палат Челябинской области.

С учетом того, что сегодня ставится задача о необходимости вовлечения граждан в осуществление общественного контроля за ходом реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» в рамках реализации майского Указа Президента РФ, при участии ассоциации ТОС Челябинской области была разработана цифровая платформа Гражданскийконтролер.рф. Данный инструмент позволяет гражданам на всех этапах реализации программы фиксировать нарушения строительных работ и направлять свои замечания и предложения в адрес органов МСУ со своего мобильного приложения.

Данное мобильное приложение прошло первичную апробацию в городе Челябинске, активисты ТОС принимали активное участие в тестировании данного инструмента. Этот проект был отмечен благодарственным письмом Минстроя России.

Необходимо отметить, что активистами ТОС нашего региона во взаимодействии с научными сотрудниками Челябинского филиала РАНХиГС реализуется федеральный проект «Российский портал для органов ТОС», который размещен по адресу tosros.ru. Это новая социальная сеть, замкнутая на территориальное общественное самоуправление, которая позволяет каждому ТОС бесплатно создать персональный сайт своей организации и с помощью данного инструмента настроить постоянно действующие каналы обратной связи среди жителей своих территорий и органами местного самоуправления.

Данный инструмент позволяет создать единое информационное пространство, что в свою очередь позволяет более оперативно выявлять лучшие практики решения вопросов местного значения и тиражировать их на территории всей нашей страны.

Коллеги, перед нами стоит задача - внедрить разработанные методики и инструменты на территории нашего региона.

***

Перспективы развития и лучшие практики

Алексей Горячев, исполнительный директор Ассоциации ТОС Челябинской области, член правления Общенациональной ассоциации ТОС

- Последние несколько лет развитию ТОС в нашей стране уделяется особое внимание. В сентябре 2017 года Президент РФ Владимир Путин по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления дал поручение органам исполнительной власти в субъектах Российской Федерации – создать условия для развития территориального общественного самоуправления, а также привлекать граждан к определению направлений деятельности по благоустройству муниципальных образований и участию в такой деятельности.

К сожалению, не все главы и депутаты нашего региона услышали нашего президента, складывается впечатление, что во многих муниципалитетах откровенно игнорируются данные поручения, из 319 муниципальных образований Челябинской области ТОСы действуют на территории 14 муниципалитетов, более чем в 200 муниципалитетах не приняты нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность ТОС, что в свою очередь ограничивает возможности граждан принимать непосредственное участие в местном самоуправлении. Соответственно говорить о развитии ТОС в этих муниципалитетах не приходится.

Несмотря на то, что действующее федеральное законодательство, регламентирующее ТОС, имеет неоднозначное толкование, в нашем регионе благодаря действиям активных и образованных граждан формируется весьма успешная практика деятельности ТОС в статусе юридического лица. 

Хочу привести несколько примеров, которые, на мой взгляд, заслуживают особого внимания.

ТОС поселка ЧГРЭС: практика создания клубов по месту жительства для работы с населением на своей территории с привлечением грантов, субсидий из разных бюджетов способствовала созданию детского досугового центра «Бельчонок», председатель ТОС поселка ЧГРЭС Светлана Анатольевна Белова сегодня нам представит данную практику.

ТОС «Магнитный», действующий в городе Магнитогорск, получил от администрации в безвозмездное пользование земельный участок под строительство спортивного центра на своей территории, сейчас ведется работа по привлечению спонсоров к реализации проекта.

ТОС «Новоандреевский» в Миасском городском округе – единственный ТОС в Челябинской области, который взял на свой баланс по договору с администрацией городского округа скважину, добывают воду и снабжают ею жителей и организации на территории сельского поселения.

Опыт деятельности ТОС «Западные луга» и ТОС «Родной», действующих на территории Кременкульского сельского поселения, показал, что ТОС может осуществлять хозяйственную деятельность вместо управляющих организаций.

Все это говорит о том, что у системы ТОС нашего региона огромный потенциал в сфере оказания общественно-полезных услуг.

Сегодня перед системой ТОС Челябинской области, стоит три очень важные задачи:

- во-первых, через осуществление просветительской деятельности необходимо способствовать формированию первичного звена в системе местного самоуправления в лице советов МКД, ТСН, ТСЖ, старших улиц частного сектора, тем самым помогать органам МСУ реализовывать возложенные на них обязанности Жилищным кодексом;

- во-вторых, необходимо широко внедрять в работу органов ТОС современные цифровые инструменты, которые позволят настроить постоянно действующие каналы обратной связи не только в обществе, но и с органами власти;

- в-третьих, это внедрение практики проведения конференций, собраний на уровне ТОС, используя электронные формы голосования.

***

Резерв развития непосредственной демократии

Сергей Григорьевич Зырянов, директор Челябинского филиала РАНХиГС:

- Органы территориального общественного самоуправления вносят важный вклад в решение самых разных социальных проблем, имеющихся в нашей стране. ТОСы являются серьезным резервом развития непосредственной демократии и реального вовлечения населения в управление общественно-властными процессами.

Среди региональных проблем, прежде всего, следует отметить, что далеко не все руководители субъектов РФ осознают свою причастность к развитию инициативы на местах. Однако практика показывает, что ТОСы развиваются именно там, где созданы региональные инструменты для их поддержки: правовые механизмы в виде законов и концепций, бюджетные формы поддержки в виде грантов и субсидий.

Назрела необходимость объединять ресурсы, развивать и использовать уже имеющийся потенциал. Общим знаменателем работы по поддержке общественной инициативы, которая ведется на всех уровнях власти, должен стать институт ТОС. Именно ТОСы являются постоянными самоорганизованными соседскими сообществами, которые самостоятельно и под свою ответственность осуществляют инициативы по вопросам местного значения, единственными, постоянно действующими площадками, где формируются и реализуются интересы жителей конкретных территорий.

Важно отметить, что положительный эффект деятельности территориального общественного самоуправления во многом зависит от уровня профессиональной подготовки актива ТОС и их поддержки органами местного самоуправления.

Свой посильный вклад в подъем уровня профессиональной подготовки актива и результативности работы ТОС делает Президентская академия и ее Челябинский филиал, регулярно оказывая экспертную помощь ТОС и группам граждан, стремящихся к участию в нем, а также помощь в разработке и реализации различных проектов, связанных с развитием ТОС в Челябинской области, ряд которых получил признание в рамках проведения общероссийских конкурсов лучших муниципальных практик.

Форум, в котором мы участвуем сегодня, подтверждает, что Челябинская область, как и Россия в целом, находятся на пороге радикальных сдвигов в процессе формирования гражданского общества, прежде всего на муниципальном уровне.

***

Мониторинг проблем на местах

Вячеслав Цапов, член Общественной палаты Челябинской области:

– В 2018 году создан Центр общественного контроля Челябинской области для решения внезапно возникающих задач, требующих внимания специалистов разных сфер жизнедеятельности (экология, ЖКХ, экономика, спорт, образование, медицина, культура) не путем заседаний, а конкретным мониторингом на местах в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти и предупреждения социальных конфликтов. Инициаторами проверки могут выступать и граждане, и общественные организации.

Центр общественного контроля также осуществляет мониторинг дорожных работ, уборки снега в зимний период, контроль за ледовыми городками и хоккейными коробками, за состоянием теплоизоляции коммунальных сетей в Челябинске, по доступности медицинских учреждений, реализации программы «Формирование комфортной городской среды».

Сегодня ведутся переговоры с вузами Челябинской области о прохождении студентами практики в целях разъяснения принципов общественного контроля и возможной выработки новых механизмов работы. 

Центр общественного контроля Челябинской области станет центром притяжения новых практик по проведению общественных проверок.

***

Общественный контроль работает на результат

Игорь Михайлов, председатель Собрания депутатов Еткульского муниципального района, член областного совета ЗВУ:

- Какой бы высокоэффективной ни была деятельность органов местного самоуправления, никаких чиновников и депутатов не хватит на оперативное реагирование на те или иные вопросы, возникающие при реализации проектов по благоустройству. В связи с этим необходимо развитие системы общественного контроля во всех сферах нашей жизни.

Актив движения «За возрождение Урала» принимал активное участие в отборе объектов для первоочередного финансирования в рамках программы «Реальные дела» практически во всех городах и районах области, а также осуществлял общественный контроль.

Нас, в первую очередь, интересует результат. Качество выполненных работ: на строительстве дорог, детских площадок, реконструкции школ и клубов. А для этого должно быть организовано взаимодействие между ответственными лицами местного самоуправления, общественниками и экспертами.

Ассоциация ТОС очень важна как диалоговая площадка, она позволяет выявлять лучшие практики местного самоуправления и успешного их тиражировать. Предлагаю выделить одним из направлений деятельности АТОС развитие общественного самоуправления на селе и оказание помощи в формировании института сельских старост.

***

Бюджет распределяют граждане

Наталья Юрьевна Коротина, заведующая кафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учета Челябинского филиала РАНХиГС:

– Инициативное бюджетирование – это одна из форм вовлечения граждан в решение вопросов местного значения. Жители привлекаются к принятию решений о расходовании части средств местных бюджетов на всех этапах, начиная с инициации проектов, расставлении приоритетов, конкурсного отбора, реализации и заканчивая общественным контролем. Инициативное бюджетирование широко применяется в 96 странах мира, а также в 50 субъектах Российской Федерации.

В Челябинской области для продвижения идей инициативного бюджетирования используется цифровая платформа «Активный житель 74», размещенный на портале «Госуслуги».

***

Зачем нужна государственная поддержка?

Виталий Воропанов, заведующий кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Челябинского филиала РАНХиГС, заместитель председатель правления Ассоциации ТОС Челябинской области:

– После поручения Президента РФ о создании условий для развития территориального общественного самоуправления в одних регионах Российской Федерации государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления вновь приняли меры имущественной, финансовой и организационно-методической поддержки органов ТОС, в других субъектах в силу сложившихся политических традиций ТОС осталось «пятым колесом в телеге» местного самоуправления.

Органы государственной власти многих субъектов разработали и приняли документы о развитии ТОС, помимо ежегодного предоставления органам ТОС нежилых помещений муниципальной собственности по договорам безвозмездного пользования, оказания финансовой помощи на ведение уставной деятельности, оплату коммунальных услуг за занимаемые помещения, на возмещение затрат, связанных с регистрацией в качестве юридических лиц, поощрительных выплат органам ТОС, добившимся определенных результатов в своей деятельности или финансирования их деятельности в рамках муниципальных программ, а также заключения договоров, предусматривающих использование средств местных бюджетов и прочего и прочего.

Подобные документы приняты в Архангельске и Ханты-Мансийске, в Абакане и Иванове и так далее. Наконец, Общенациональной ассоциацией ТОС в 2017 году разработана «Научная концепция развития ТОС в  Российской Федерации», которую могли брать за основу разработчики региональных документов.

Сегодня Ассоциация ТОС предлагает форуму сформулировать на основе дискуссии резолюцию, направив ее губернатору Челябинской области. В частности, предлагается разработать и принять закон Челябинской области «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Челябинской области». 

В законе могут быть закреплены и разъяснены формы государственной поддержки территориального общественного самоуправления, включая финансовую, информационную, консультационную и методическую, организационную и иные формы поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Кроме того, в законе могут быть закреплены направления участия органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в поддержке территориального общественного самоуправления.

Необходимо понимать, что качество реализации задач государственной поддержки ТОС будет оцениваться по конкретным показателям – индикаторам.

Между тем задачами государственной поддержки ТОС являются:

– активизация участия ТОС в социально-экономическом развитии Челябинской области;

– вовлечение населения Челябинской области в процессы формирования и развития ТОС в целях эффективного решения вопросов местного значения;

– совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с органами ТОС в целях реализации социально значимых инициатив населения;

– повышение уровня информированности населения о деятельности ТОС, обеспечение свободного доступа к информации о ТОС.

***

Клуб по месту жительства

Светлана Белова, председатель комитета ТОС «Поселок ЧГРЭС»:

- Общественная организация ТОС «Поселок ЧГРЭС» была основана в июне 1997 года. В микрорайоне поселка ЧГРЭС сложилась неблагоприятная социальная обстановка – здесь проживает около 5000 человек, большинство из которых - в коммунальных квартирах или в съемном жилье, большой процент безработных и малообеспеченных семей, не развита инфраструктура. Среди детей высок уровень безнадзорности, подростковой преступности, большой процент подростков микрорайона состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Вопрос занятости детей микрорайона в летний период становится особенно актуальным, так как основная часть родителей не имеет возможности направлять детей в летние лагеря.

В 2013 году при ТОСе был создан Детский досуговый клуб, который стал пользоваться большой популярностью среди жителей. В настоящее время он функционирует как отдельная самостоятельная структура – автономная некоммерческая организация «Детский досуговый центр «Бельчонок».

Социальные проекты Центра («Школа природы», «Челябинск – гордость Южного Урала», программа «Театральный марафон») в 2018–2019 годах получили поддержку Фонда президентских грантов, министерства социальных отношений Челябинской области, поддержаны администрацией города Челябинска.

Деятельность Центра «Бельчонок» благотворно отражается на наших воспитанниках – ребятах микрорайона, позволяет организовывать досуг детей в летнее, каникулярное время.

***

«Умный город»: хайп или необходимость?

Денис Безенков, исполнительный директор компании «Проектный офис»:

- Хочу остановиться на проекте, в котором активисты ТОС принимают непосредственное участие.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» Президент России обозначил необходимость создания механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.

Цифровизация городского хозяйства становится одним из приоритетов: Минстроем России утвержден «Стандарт «умного города». Разработаны базовые требования поэтапного внедрения до 2024 года.

Разработаны и направлены в регионы рекомендации по внедрению цифровых платформ для создания комфортной и безопасной среды в наших городах и селах. До 31 января 2019 года такие цифровые платформы должны быть внедрены в каждом муниципальном образовании.

Челябинск, Сатка и Снежинск вошли в число участников пилотного проекта «Умный город», нам с вами необходимо дать свои предложения, чтобы  города и села стали не только умными, но и комфортными для проживания.

В современных условиях широкое вовлечение граждан в местное самоуправление невозможно без использования современных цифровых платформ.