На медиафоруме ОНФ, который прошёл в начале апреля в Санкт-Петербурге, помимо встречи участников с Президентом России Владимиром Путиным состоялись дискуссии на тематических площадках. Одна из них была посвящена ценностям современного российского общества. Очень интересным оказался доклад генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), политолога Валерия Фёдорова, сделанный им на основе последних социологических исследований.

Тема общих для россиян ценностей чрезвычайно важна, поскольку Кремль сделал ставку на консолидацию общества перед лицом как внешних вызовов, так и в условиях экономического кризиса. Руководитель ВЦИОМ констатирует, что мы очень разное общество, и становимся ещё более разным и более сложным. Говорить о ценностях, единых для всех, непросто. Тем не менее говорить об этом можно и нужно.

Российская пирамида Маслоу

- Все знают пирамиду Маслоу, - напоминает Валерий Фёдоров. – У нас в России тоже есть такая пирамида, она заметно отличается. В её основании лежит безальтернативная для всех поколений, разных социальных и этнических групп ценность – семья. Ценность семьи не только эмоциональна, но и рациональна. Семья – это набор близких людей, а ещё и главная опора. На семью в атомизированном обществе надеются гораздо больше, чем на государство. Кстати, семья не обязательно ограничивается родственными связями, она может включать близких друзей.

Следующая группа ценностей – доход, здоровье, безопасность. Деньги не в основе всего, но очень важны. Мы живём в материальном мире. Более того, мы живём во времена экономического кризиса. Почти так же важно здоровье. Ценность здоровья непрерывно актуализируется на протяжении последних 10-12 лет. И система здравоохранения находится в фокусе внимания. Причём то, что ещё вчера казалось нормальными, привычным, сегодня уже не является достаточным. Всё, что связано с темой здравоохранения, рассматривается, что называется, под лупой.

Ну и, конечно, безопасность. Она бывает разная. Физическая как защита от криминальных посягательств. Однако есть и безопасность материальная. В связи с низкими доходами в последнее время этот аспект безопасности выходит на первый план. Если нет денег, безопасность обеспечить довольно сложно. Это второй слой пирамиды.

Идём дальше. Ценности, связанные с Родиной, её историей, взаимоотношением с окружающим миром. Эти ценности обеспечивают нашу идентичность. Доминирующее из них «Я – россиянин». В более широком контексте здесь также возникает тема безопасности. Защита от внешних врагов – её важное условие. Трудно чувствовать себя безопасно в стране, где идёт война.

Наконец, вершина нашей пирамиды. Эти ценности существуют, но наименее проявлены сегодня. Они связаны со свободой, самореализацией, плюрализмом, уважением к чужому мнению, образу мыслей и действий. Эта группа ценностей более выражена среди молодёжи. Для людей среднего и старшего возраста всё это не так значимо, может быть, и вовсе неактуально. Более того, данная группа ценностей отчасти вступает в противоречие с двумя предыдущими.

Ценности и власть

- В нашем исследовании мы выделяем шесть главных ценностей, через которые россияне формируют своё отношение к власти, - продолжает глава ВЦИОМ.

Первая – справедливость. Причём у нас справедливость преимущественно воспринимается как равенство – перед законом, равенство возможностей, равное распределение гарантированных государством благ. А ещё – соответственность, пропорциональность. Если ты чиновник с большими полномочиями, и ты проворовался, наказание к тебе должно быть очень жёсткое, не такое, как к обычному человеку, считают россияне.

Другой аспект справедливости – то, что называется меритократия. Если ты занимаешь высокое место в государственной иерархии, то не потому что ты чей-то сын, сват или брат или потому что купил это место, а потому что у тебя есть таланты, способности, заслуги, и значит, ты занимаешь это место по праву. Вот комплекс требований к государству по признаку справедливости.

Следующая ценность - честность. Что это значит в приложении к государству, по мнению россиян? Помимо неприемлемости лжи, это ещё и требование к чиновникам не быть корыстными, не рассматривать государство как источник обогащения.

Что люди считают нечестным? Несоблюдение предвыборных обещаний. Недоступность гарантированных государством благ. Несоблюдение работодателем Трудового кодекса и условий договорённости с работником. Ещё один аспект – это когда содержание информационных сообщений в СМИ противоречит личному опыту и ощущению аудитории. Люди это считывают как нечестность. Поэтому требуют от государства не врать, не умалчивать, не скрывать пусть даже подчас жёсткую правду.

Следующая ценность – уважение. Нужно констатировать: сегодня очень не хватает уважения государства к гражданам. Под уважением россияне понимают значимость их мнений для власти. Неуважение к мнению людей лежит в начале большого количества конфликтов. Пример – Исаакиевский собор. Вопрос не в том, кому он должен принадлежать. Проблема в том, что решение было принято волюнтаристски, без обсуждения, без совета, а значит, без уважения к мнению людей многомиллионного города, культурной столицы России.

Большинство руководителей на всех уровнях и государственных, и бизнеса сегодня не слишком заслуживают уважения людей. Люди считают, что руководители у нас часто профессионально некомпетентны. Получили свои посты не в силу заслуг и способностей, а каким-то теневым способом. Руководители пренебрегают интересами и мнениями обычных людей. Руководители получают чрезмерно большой доход (и к тому же большой объём неофициальных привилегий), не нарабатывая на этот объём.

Есть несоответствие между их компетенцией и уровнем ответственности. Если начальник «напартачил», то должен понести заслуженное наказание. Наказание, по мнению людей, сегодня слишком мягкое, не соответствующее проступкам.

Трудоустройство по блату, негативный отбор, когда в управленцы идут наименее компетентные люди, но со связями – это ещё одна болевая точка. И это тоже не способствует повышению уважения к власти.

Безопасность – следующая ценность. Тут, как мы говорили выше, широкий спектр угроз, в первую очередь физической безопасности. Но во взаимоотношениях с властью граждане отмечают также и юридическую незащищённость. Это связано с неравенством людей перед законами на практике.

Свобода личности – ценность, также имеющая отношение к государству. Она рассматривается как свобода выбора и возможность человека реализовывать её. Как независимость людей от государства. Как свобода от ограничений. Как возможности для самовыражения и самореализации.

При этом, по собственному признанию, российское общество несвободно. Примечательно: оно несвободно не потому, что нет политических свобод, а потому, что население очень бедное. На практике эту свободу реализовать невозможно прежде всего по экономическим причинам. То богатство, которое есть в стране, распределено крайне неравномерно.

При этом действие или бездействие власти в каких-то ситуациях воспринимается таким образом, что она играет на стороне власть и богатство имущих. А не на стороне общества, которым она избрана и которое вообще-то должна защищать.

Последняя ценность – моральность. Что интересно: моральность у нас связана не с писаными законами, а в первую очередь с традициями. С нормами и ценностями, которые доминируют у нас. На бытовом уровне моральность воплощается в таких категориях, как любовь к Родине, знание её истории, соблюдение бытового этикета.

Но вот моральность во внутрисемейной жизни – это то, о чём общество говорить не готово. Любое вмешательство государства в эту сферу оно воспринимает крайне болезненно, как нарушение границ приватности. Все семьи разные, но позвольте им самим заниматься своими проблемами. Не влезайте, пусть даже ради благих намерений, в эту очень интимную сферу. Законотворческий зуд последних лет, связанный со стремлением государства жёстко регулировать сферу морали, начинает вызывать серьёзное и видимое раздражение. Всё, это красная черта, хватит испытывать терпение людей, дальше будет только хуже.

Последнее замечание, на котором сделал акцент гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров, касается не только чиновников:

- Смысл ценностей не в проговаривании их в беседах с друзьями за чашкой чая. А в том, что в непростых, противоречивых, драматичных ситуациях ты им либо следуешь, либо нет. Призываю журналистов реализовывать эти ценности в своей работе. Не молчать в тряпочку, чувствуя, когда людей не уважают, относятся к ним несправедливо. И в первую очередь, когда власть себя так ведёт. Потому что лучше вы об этом скажете, чем люди, у которых никаких ценностей, собственно говоря, и нет.