Делегация Челябинской области во главе с губернатором Борисом Дубровским приняла участие в VIII Невском международном экологическом конгрессе, который прошёл на минувшей неделе в Санкт-Петербурге. Что дало участие руководства региона в этом авторитетном форуме?

«Чистый город» - для всех

Как отметил в своём докладе на пленарном заседании Борис Дубровский, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента РФ в апреле, определила в качестве одной из основных целей уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах. Сейчас в таких территориях проживает более 17 млн человек, из них более 1,5 млн человек – в крупных городах Челябинской области. «В нашем случае успех реализации Стратегии по данному показателю в существенной степени зависит от того, насколько улучшится качество воздуха в двух крупнейших промышленных центрах области – Челябинске и Магнитогорске», – сказал Борис Дубровский.

Он напомнил, что Магнитогорский металлургический комбинат уже реализует стратегическую инициативу «Чистый город», направленную на улучшение качества атмосферного воздуха в городе Магнитогорске. В свою очередь министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской назвал Магнитогорский металлургический комбинат в числе предприятий, наиболее эффективно внедряющих наилучшие доступные технологии.

«Принятие таких обязательств должно быть не только добровольной инициативой, важно, чтобы у государства имелись законодательно утверждённые инструменты мотивации предприятий, – подчеркнул Борис Дубровский. – Очень рассчитываю, что они появятся в законодательстве в установленные Президентом России сроки. Со своей стороны подтверждаю готовность региона максимально участвовать в их создании и апробации».

Борис Дубровский напомнил, что ещё одним приоритетным направлением исполнения поручений по итогам Госсовета в нашем регионе является работа по сокращению выбросов автомобилей и общественного транспорта и развитию сети экологического транспорта на Южном Урале.

Отдельным блоком задач в Стратегии экологической безопасности Борис Дубровский выделил работу над системой обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

В итоговую резолюцию форума вошло предложение губернатора Челябинской области Бориса Дубровского по включению сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха в природоохранное законодательство и их использование при нормировании выбросов предприятий, предусмотрев отработку механизмов квотирования выбросов на пилотных регионах.

Регион с особыми полномочиями

По нашей просьбе вице-губернатор Олег Климов прокомментировал наиболее интересные для жителей области моменты форума.

– Сегодня на федеральном уровне признано, что Челябинская область является лидером в экологических новациях. Напомним, что наши предложения по управлению качеством атмосферного воздуха вошли в поручения президента по итогам Госсовета. Теперь задача – как можно быстрее их реализовать, чтобы уже в обозримом будущем воздух в Челябинске, Магнитогорске и других промышленных городах региона стал чище, – говорит Олег Климов.

Совершенно логичным в этом смысле является предложение Бориса Дубровского сделать Челябинскую область пилотным регионом по отработке новых механизмов. Что это нам даёт?

– Очевидно, что не для всех регионов страны вопрос качества атмосферного воздуха стоит столь остро, как у нас. Статус пилотного региона позволит нам быстрее начать реализацию экологических новаций и не завязнуть в обсуждении региональных нюансов при принятии решений на федеральном уровне.

Статус пилотного региона предполагает новую ответственность региональных властей. А если возникает ответственность, нужны и соответствующие полномочия. Скажем, самые крупные предприятия области контролирует Росприроднадзор. Увы, опыт последних 15 лет показывает, что этот контроль недостаточно эффективен. А поскольку население высказывает претензии по качеству воздуха губернатору, то логично было бы, если бы региональная власть обладала правом надзора за всеми предприятиями-загрязнителями. На форуме был найден вариант, который может устроить всех.

– Сегодня закон позволяет Минприроды делиться некоторыми полномочиями с отдельными субъектами Федерации, – говорит Олег Климов. – Есть и прецеденты, когда полномочия по отдельным направлениям природоохранной деятельности, ранее относившиеся к сфере ответственности «федералам», были переданы регионам. В частности, Крыму и Севастополю – там просто пока ещё не созданы территориальные органы соответствующих федеральных структур. А, к примеру, Московской области переданы полномочия, связанные с обращением с ТКОЮ – в связи со сложной ситуацией с мусором в этом регионе.

По словам вице-губернатора, глава Минприроды Сергей Донской не возражает против передачи полномочий по управлению качеством атмосферного воздуха правительству Челябинской области. Борис Дубровский уже дал поручение своим подчинённым подготовить предложения для специального совещания в Минприроды, где будут оговариваться уже конкретные параметры передачи полномочий.

– Нужно будет расписать, какие именно полномочия и как мы будем реализовывать. Для нас достаточно, если это будет ведение сводных расчётов, получение официальных данных с предприятий из сети наблюдений, которая у нас будет создана, расчёт квот и, наконец, надзор за предприятиями, в том числе теми, которые ранее были под опекой регионального управления Росприроднадзора.

Федеральные полномочия по «воздуху» могут быть переданы региону временно, скажем, сроком на пять-семь лет. По мнению Олега Климова, это как раз то время, за которое предприятия-загрязнители могут провести модернизацию своих производств, чтобы уложиться в будущие квоты на выбросы.

Напомним, что в президентских поручениях названа дата – 1 октября 2017 года, к которой Правительство РФ должно подготовить предложения по изменению законодательства, включающие в себя принцип квотирования вредных выбросов на основе сводных расчётов. Далее эти предложения рассмотрит Госдума и Совет Федерации. Олег Климов надеется, что депутаты уже в осеннюю сессию примут поправки к Закону об охране окружающей среды.

К слову, предприятия области, в целом, с пониманием относятся к новым правилам игры. А, скажем, ММК, не дожидаясь принятия поправок в законодательство, уже принял программу «Чистый город» и планирует вложить 32 млрд рублей в экологическую модернизацию производства с тем, чтобы к 2025 году воздух в Магнитогорске стал чище в три раза.

Просто так РМК не уйти

В рамках конгресса на круглом столе «Урал: экология, инновации», модератором которого стал Олег Климов, обсуждались инвестиционные проекты, и их связь с темой экологии. РМК презентовала решение по ликвидации Коркинского угольного разреза с использованием хвостов Томинского ГОКа.

В ходе обсуждения состоялась небольшая дискуссия. Руководитель общественного движения «Большой Челябинск» Юрий Черкасов поднял ряд вопросов: в частности, почему представители РМК не говорят о том, что в схеме территориального планирования Томино до сих пор присутствуют хвостохранилище и гидрометаллургическое производство, хотя по новому проекту Томинского ГОКа их быть не должно? Тот же вопрос мы задали Олегу Климову.

Вице-губернатор напомнил, что существует дорожная карта реализации проекта по переброске хвостов Томинского ГОКа в Коркинский разрез. Сам проект должен быть готов в декабре 2017 года. Процедура его утверждения, включая госэкспертизы и публичные слушания, растянется на весь 2018 год. И только после этого можно будет приступить к строительству самого ГОКа, что займёт примерно два года.

Однако, по словам Олега Климова, Русская медная компания имеет возможность сэкономить время и начать подготовительные работы на площадке, используя предыдущий проект, которые уже прошёл госэкспертизу и публичные слушания. Речь, подчеркнул вице-губернатор, не идёт о добыче руды. Имеется в виду прокладка дорог, электросетей, строительство подстанций, начало вскрышных работ и т. д. Что касается площади под хвостохранилище, то впоследствии она будет уменьшена втрое (РМК невыгодно платить налоги за лишнюю землю), а на этом месте появится участок по сгущению хвостов, что и будет зафиксировано в новом генплане поселка Томинского.

Остаётся вопрос, нет ли опасности, что РМК, при определённых обстоятельствах, воспользуется прежним проектом (с хвостохранилищем и гидрометаллургическим производством) в полной мере? Олег Климов исключает такой вариант развития событий.

– Всё-таки РМК – это серьёзная компания, на территории нашей области она имеет полный цикл производства меди и, соответственно, у неё существуют некие обязательства перед властями и населением региона. К тому же, проект по ликвидации Коркинского разреза был представлен на федеральном, а теперь и на международном уровне. Просто так уйти, не выполнив свои обещания, для РМК было бы весьма затруднительно. Напомню, что в случае положительного результата есть готовность Минприроды рекомендовать этот опыт для ликвидации накополенного ущерба на территории всей страны. Мы все видим логику Года экологии – очевидно стремление руководства страны сделать прорыв в теме защиты окружающей среды. Все понимают, что если этот тренд вдруг изменится, будущего у многих регионов просто нет.