Какое отношение к этому празднику имеет Челябинск?

Их уважительно называют «железными актерами». Речь не о голливудском Терминаторе, которым засматривались в середине 90-х и мы в России.

Речь о других героях и другого кино – нашего. «Актеры» все эти вышли с одного уральского завода — ЧТЗ.

Когда в 1933-м году ЧТЗ стал выпускать свою продукцию – это сразу было замечено и отмечено.  Гусеничная техника Челябинского тракторного стала менять жизнь Советской страны – и на стройках городов и на колхозных полях. И как точно отмечает автор документального фильма «Железные актеры ЧТЗ» Всеволод Смирнов железного коня не могли обойти создатели самого важного из искусств – кино.  Всего было найдено около сорока знаменитых кинофильмов, где снимались тракторы, бульдозеры и танки, выпускавшиеся в разные годы на ЧТЗ.

Дебют в кино произошел в картине «Богатая невеста» Ивана Пырьева. Здесь в кадре появляется мощный трактор «Сталинец». Один на всю бригаду.

Конечно же, в тридцатые годы актеры с Урала не могли не оказаться в культовом фильме «Трактористы».

В годы Великой Отечественной войны у Челябинска появилось еще одно название – Танкоград.  А его продукция заняла свое место во многих знаменитых картинах о войне.

Вспомним четырехсерийный фильм «Блокада» и даже «Летят журавли» – легендарный фильм о любви и войне, где тоже в кадре встречаем танки с ЧТЗ. В фильме есть сцена, где героиня Татьяны Самойловой перебегает широкую улицу в поисках жениха. В это время по улице следует колонна танков, такие выпускались в Танкограде.

В картине «На войне как на войне» — челябинский танк ИС -2 сыграл роль немецкой «пантеры».

Свой след железные актеры с ЧТЗ оставили и в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение», фильме, как говорится, на все времена. Министерство обороны выделило тогда для съемок целые воинские подразделения и полторы сотни танков. Часть из них были переделаны в немецкие машины.

Были особые случаи, когда завод участвовал в кинопроцессе.

— Для фильма в 2001-м году на опытном заводе ЧТЗ восстановлены Т-34 и артиллерийский самоход ИСУ-152. Машины должны были снимать в фильме Валерия Огородникова «Красное небо, чёрный снег», но сценарий поменяли, — вспоминает автор сценария документального фильма Всеволод Смирнов. — В картину   итоге машины не вошли. Зато стали единственными на Южном Урале экземплярами бронетехники времён войны, которая на ходу. Обе машины стали участниками парадов Победы.

В постсоветскую пору Карен Шахназаров снял фильм с элементами мистики «Белый тигр».  Роль фашистского «тигра» исполнил в нем тоже «челябинец», загримированный под тяжелый немецкий танк.

С «тиграми» у ЧТЗ была своя история, свои счеты. Причем, в жизни, на войне.

Этот эпизод мог бы стать сюжетом для современного фильма об Отечественной войне.

Главного конструктора в Челябинске позвали к телефону – звонил из Москвы нарком вооружения Дмитрий Устинов:

– Срочно вылетайте в Ленинград – нужно допросить пленного.

– Но я в языках не силен.

– С этим пленным надо разговаривать на особом языке. Он по вашей части.

Пленным оказался новейший фашистский тяжелый танк «тигр». Такая находка, конечно, была драгоценной для конструктора. На вопрос, какой советский танк сможет на равных вести поединок с «тигром», конструктор не смог дать ответа. Пушка «тигра» на тот момент пробивала броню любого советского танка.

Задача была поставлена – очень быстро в Красной армии должно появиться оружие, которым можно будет успешно бить «тигры». В истории Великой Отечественной войны об этом сказано лаконично: «По заданию Государственного комитета обороны на Кировском заводе в Челябинске в течение 25 дней был сконструирован и изготовлен опытный образец установки СУ-152, которая с февраля поступила в серийное производство».

Это история из жизни выдающегося советского танкостроителя генерал-полковника инженерно-технической службы Жозефа Яковлевича Котина. Страница из истории Танкограда и Великой Отечественной войны. Наверное, могла бы стать сюжетом для отдельного кинорассказа.

На четыре дня раньше срока, назначенного ГКО, образец самоходной установки был собран и прошел заводские испытания. В феврале 1943 года новая самоходная артиллерийская установка КВ-14 была принят на вооружение Красной Армии, получила она название «СУ-152». Впервые эти боевые машины прошли крещение на Курской дуге, где встретились – дуло в дуло – с непобедимыми «тиграми».

Всем известно: Т-34, —  легендарный танк Второй мировой войны. Про танк ИС вспоминается меньше, но именно он стоит в виде памятника на Комсомольской площади Танкограда. Именно они, тяжелые танки, выпускались на ЧТЗ. Тридцатичетверка стала выпускаться лишь тогда, когда производство их стало невозможно на Сталинградском тракторном заводе, перед Сталинградской битвой. ИС – это Иосиф Сталин… Сегодня можно предположить, что большую славу тридцатичетверка снискала, в том числе, и по идеологическим соображения, чтобы меньше произносилось имя Сталина после разоблачения культа личности. Впрочем, это лишь предположение…

ИС-2 оказался более живучим, чем тяжелый «тигр». Командование вермахта запрещало даже своим танкистам вступать в открытые поединки с ИС-2, предписывалось стрелять по нему только из-за засад и укрытий.

Но не только в фильмах о войне снимались «актеры с ЧТЗ». В культовой картине советских лет «Кубанских казаках» трактора   С-80 пашут и убирают урожай. В киноэпопее Андрея Кончаловского «Сибириада» за спиной героя Никиты Михалкова, сыгравшего нефтяника, появляется в кадре самоходная буровая установка на базе челябинского трактора Т- 100 м. И даже в комедии отметилась продукция ЧТЗ. Да еще в какой: в картине Леонида Гайдая «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» в новелле о стройке с Алексеем Смирновым есть запоминающийся эпизод: персонаж Алексея Смирнова преследует Шурика по стройке на тракторе Т – 100.

Все эти крупицы киноистории собрали несколько лет назад авторы документального фильма «Железные актеры ЧТЗ». Фильм этот увидел впервые недавно, побывав в музее ЧТЗ.  О нем раньше даже не слышал, думаю, как и большинство горожан.

— Около шести тысяч посетителей музея в год видят у нас эту работу, — говорит директор музея ЧТЗ Надежда Дида, — А надо бы, чтобы увидели 600 тысяч…

Вспомнилось, как в советское время перед показами в кинотеатрах смотрели документальные киножурналы. Не всегда эта хроника была интересной, но был и «Фитиль». Важен сам подход – почему бы юным сегодняшним южноуральцам не увидеть кадры из этой документальной работы, придя в кинотеатр. Или на уроке в школе? Почему это не делается не понятно. При том, что любим повторять: патриотизм – это когда есть чем гордиться.  И, может быть, зря забываем, что самым главным для нас является кино…

И еще одна история – про кино и ЧТЗ. Наверное, сейчас мало кто из остановленных на улицах Челябинска горожан знает, что человек, нарисовавший Чебурашку, начинал трудовую деятельность в цехах Танкограда. Пять лет он жил и работал на челябинском тракторном заводе. Чебурашка стал таким, какого мы видим в знаменитом мультфильме – добрый и пушистый – на рисунках Леонида Ароновича Шварцмана. В начале Отечественной войны будущий классик анимации стал учеником токаря на Кировский завод в Ленинграде, куда перебрался из Белоруссии со старшим братом и сестрой. Осенью завод эвакуировали в Челябинск, среди оказавшихся на Урале был и Леонид Шварцман. Отсюда после окончания войны он отправился в Москву поступать во ВГИК.

Впрочем, это уже другая история.

Сергей Белковский

P.S. Мне близка идея кинематографического краеведения, — заметил как-то уроженец Челябинска известный московский киновед Вячеслав Шмыров, — потому что так складывается в нашей стране, что кино ассоциируется, как правило, с большими городами – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в советское время была знаменитая Свердловская киностудия. Но люди, которые приезжают учиться и работать в кинематографе в Москву или Петербург, они ведь в большинстве своем были из регионов, как сейчас говорят. И если об этом забывают, жаль. Просто так проявляется невнимание регионов к собственной биографии.

Это сказано о людях. Но уместно вспомнить об этом и в нашем разговоре.