4 октября весь мир отметил 60 лет со дня начала космической эры человечества, которая началась с запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Итоги «космической памяти» прошлого года – это и 110 лет со дня рождения основоположника практической космонавтики, конструктора и ученого, дважды Героя Социалистического Труда С.П. Королева. Это – 160-летие основоположника теоретической космонавтики, ученого К.Э. Циолковского. Это – 120-лет со дня рождения одного из пионеров космической биологии, основоположника гелиобиологии, изобретателя, поэта и художника, профессора А.Л. Чижевского.

О Чижевском уже не первый год и не только по случаю юбилея вспоминаем в начале февраля, когда родился этот великий ученый.

О КОСМИЧЕСКОМ ВЛИЯНИИ НА ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ Александр Чижевский в истории науки и в Челябинске

«В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб вселенной». Александр Чижевский

В феврале человечество вспоминает Александра Чижевского, ученого с мировым именем.

После того, как мир содрогнулся – сначала, когда акулы у египетских берегов стали людоедами, затем – когда в ряде «теплых» стран начались массовые волнения, взял в руки книгу Александра Чижевского «Физические факторы исторического процесса», посвящённую анализу влияния космических факторов на динамику социально-исторических процессов. Напечатана она была уже в далеком 1924 году.

Александр Чижевский – не только автор известной «Люстры Чижевского». Главное – он основатель целой науки – космобиологии, как раз и старающейся дать объяснение – как процессы «там – наверху» способны повлиять на происходящее у нас здесь – на Земле, и на животных и на людей.
Почему-то во всех комментария о тех, происходящих  в последние годы трагических событий про труды Чижевского не вспоминали, может быть зря.

Читаю и пытаюсь эти «старые строчки» перенести на сравнительно недавние события. За редчайшими исключениями во всей истории человечества мы не отыщем фактов ясного предвидения историческими лицами ближайшего будущего своих народов и государств или конечных результатов войн и революций. Исторические события, завершаясь, всегда давали иные итоги, чем те, которые были предположены при их возникновении. Получалось как будто не то, к чему стремились или чего желали люди и целые сообщества. Человечество за всю свою многовековую культуру, сопутствуемую постепенным развитием точных наук, не уяснило себе ни одного закона, по которому должно протекать то или иное историческое явление или событие. Правда, разнообразие реакций на одинаковые раздражения в человеческих сообществах и неоднородность ответов на одинаковые стимулы в исторической жизни человечества заставляли предполагать, что в основах судеб истории заложен хаос, и размещение событий в пространстве и времени не подчинено никаким законам.

Это воззрение распространялось равно как на краткие периоды истории, на отдельные её события – войны или революции, – так и на целые эпохи, столетия и тысячелетия, охватывающие собою человеческие культуры и цивилизации. Лишь сравнительный метод, приложенный к изучению истории, сделал в недавнее время некоторые успехи в области доказательства противного. Истинная роль сравнительного метода заключается в обнаружении общности в развитии различных исторических событий и в открытии точных правил этого развития. Историкам удалось показать, что и отдельные события более или менее сходного характера, и долгие исторические эпохи имеют в своем прогрессивном движении много тождественных черт; иначе говоря, события истории повторяются, что позволяет делать соответствующие обобщения.

В своей работе Александр Леонидович высказал мысль о том, что историческая эволюция народов управляется естественными законами и находится под влиянием физических агентов природы.

Таким образом, человеческая воля становится доступной опыту, и сам человек из сферы чудес переводится в ряд закономерных физико-химических явлений природы.

Между последними существуют никогда не прерывающиеся связи и постоянные взаимодействия, а потому и всякое явление природы находится в зависимости от влияний окружающей его среды: в жизни природы всё последовательно и всё сопричинно связано между собою. Мир есть сложная система, зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов.
«В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб вселенной, – пишет Чижевский, – И это есть не только поэтическая мысль, могущая вдохновлять художника к творчеству, но истина, признание которой настоятельно требуют итоги современной точной науки. В той или иной степени всякое небесное тело, перемещающееся в пространстве относительно Земли, при своем движении, оказывает известное влияние на распределение силовых линии магнитного поля Земли, внося этим различные изменения и пертурбации в состояние метеорологических элементов и воздействуя на ряд других явлений, развивающиеся на поверхности нашей планеты. Кроме того, состояние Солнца, первоисточника всякого движения и всякого дыхания на Земле, находится в известной зависимости от электромагнитной жизни мира вообще, и, в частности, от положения других небесных тел».

И еще.

«Включая человека и его психическую деятельность в область обычных явлений природы, современная наука тем самым дает основания предполагать некоторую зависимость, существующую между проявлениями интеллектуальной и социальной деятельности человека и рядом мощных явлений окружающей его природы. Жизнь Земли, всей Земли, взятой в целом, с её атмо-, гидро- и литосферою, а также со всеми растениями, животными, и со всем населяющим Землю человечеством, мы должны рассматривать, как жизнь одного общего организма.
Став на такую точку зрения, следует уже a priori допустить, что важнейшие события в человеческих сообществах, охватывающие при участии народных масс целые страны, протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы. Действительно, всякое массовое общественное событие есть весьма сложный комплекс. Расчленить, разбить этот комплекс на несколько частей, простых и ясных, а затем упростить понимание явлений – вот главнейшая задача естественно-исторического знания».

Такие мысли, такой вектор мышления… Если следовать этому «вектору», то может оказаться, что первыми на мощные события на Солнце отреагировали животные. Египетские акулы не от того, что их прикармливали туристы, а от того, что стали себя неадекватно вести – первыми отреагировали в том жарком регионе планеты. Спустя какое-то время, начались революционные «бури в пустыне»…

Спросите: что это меняет? Для трагизма истории и человеческих судеб, оказавшихся в горниле истории, наверное, мало что. Но это дает возможность подняться и посмотреть сверху вниз, что бы попробовать заглянуть вперед, чтобы быть предупрежденным. И тогда, может быть, находить более точные ответы – почему стаи птиц замертво падают на землю? И не только на этот вопрос…
Все мы живем под Солнцем.

А Чижевский, кстати сказать, жил в Челябинске. Правда, с нашим городом был связан трагический период его жизни. Попав на Урал в эвакуацию, здесь он был арестован и отправлен в Курлаг. На стене «дома на площади» есть мемориальная доска – здесь жил Александр Чижевский, основатель космобиологии.

Чижевский - великий ученый ХХ столетия, «Леонарда да Винчи ХХ века».
Считается, что Калуга – тот город, в котором Чижевский был счастлив. Челябинск же – город, с которым были связаны трагические месяцы жизни ученого. Возможно, это был один из самых великих людей страны, человечества, которых можно считать нашими земляками, пусть не по рождению в Челябинске, но по проживанию в нем.

Леонардо ХХ века жил в Челябинске…

Кстати, во Франции, в зале научной славы Сорбонны бюст Чижевскому был установлен еще в 30-е годы.