На минувшей неделе российский премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о включении в Транспортную стратегию страны на период до 2030 года проекта строительства Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали (УВСМ) Челябинск — Екатеринбург. Это означает, что наши осторожные до поры виды на будущее Южного Урала в системе межрегиональных и международных отношений становятся реальностью. Несомненно, 14 мая войдет в историю Челябинcкой области и определит вектор развития региона, как минимум, на сто лет вперед.

Что такое УВСМ?

УВСМ Челябинск – Екатеринбург предполагает строительство линии протяженностью 220 км с временем в пути между конечными пунктами 1 час 10 минут. Планируется создание четырех промежуточных станций и вокзальных комплексов (аэропорт Баландино, Снежинск, Сысерть и аэропорт Кольцово), депо для высокоскоростного подвижного состава. Высокоскоростные поезда смогут разгоняться до 300 километров в час. Завершить строительство и ввести магистраль в эксплуатацию планируется до 2024 года.

Фактически время, затраченное на путь из Челябинска в Екатеринбург, будет сопоставимо со временем, за которое люди из пригородов Челябинска добираются в центр города. А скажем, в Москве некоторые граждане тратят на дорогу до работы даже больше времени. Есть и еще один факт: до столицы нам сейчас добираться быстрее, чем до соседнего Екатеринбурга.

Скоростная железнодорожная магистраль, таким образом, соединит два крупнейших уральских города-миллионника в одну систему. Ее еще называют не совсем звучным словом «конурбация». Но суть не в названии. XXI век – это век агломераций. Чем они более развиты – тем больше у них шансов на дальнейшее развитие. Что называется, деньги к деньгам. Челябинск и Екатеринбург отныне не конкурируют, а  собираются вместе развиваться, подтягивая и взаимно «опыляя» друг друга.

Россия – не только Москва

Развитие скоростных магистралей иллюстрирует очень важную вещь: относительность понятия «расстояние» в современном мире. Для России с ее просторами стратегической задачей является развитие регионов и связей между ними. Эксперты давно говорят о ненормальной диспропорции между столицами и даже крупными областными центрами. Все ресурсы идут в Москву не потому, что там живут какие-то особенные вундеркинды, а потому что так удобнее – бизнесу и людям.

Власти страны, безусловно, понимают пагубность такой диспропорции. Президент Владимир Путин принял в свое время концептуальное решение. Развивать регионы эффективнее, не размазывая ресурсы тонким слоем, а привязывать большие адресные инвестиции к крупным инфраструктурным проектам.

Те города в России, которыми принято восхищаться – Казань, Сочи, Екатеринбург, – обрели новый облик как раз после таких инфраструктурных вложений. Челябинск, очевидно, стоит сегодня во главе очереди претендентов. И вот ведь как бывает – многое зависит от трассировки железнодорожной магистрали. Нам в этом повезло. Хотя почему? Мы же сами всегда говорим о своем удачном расположении. И вот вам реализация.

Идею связать Челябинск и Екатеринбург скоростной железнодорожной магистралью предложил Александр Мишарин в бытность свою губернатором Свердловской области. Выходец из РЖД, он понимал не только потенциал идеи, но и видел пути осуществления. Однако в Челябинске в ту пору был губернатором Михаил Юревич. Ему эта идея не была близка. Неизвестно почему – то ли в силу нежелания мыслить стратегически, то ли губернатор и одновременно фактический хозяин многих бизнесов в Челябинске опасался конкуренции.

Пропуск в будущее

Впрочем, межрегиональная интеграция не только не отрицает связь со столицей, но дополняет ее. Уральская высокоскоростная магистраль будет частью поистине великого транспортного коридора «Евразия», который пройдет по маршруту Москва – Астана – Пекин. Если наши европейские партнеры будут благоразумны, то мы не против продолжить магистраль и на запад. В таком случае наша УВСМ станет звеном магистрали поистине глобального масштаба.

Но для нас, южноуральцев, ключевым фактором является то, что Челябинск находится в этой связке. И точно так же, как Транссиб вывел наш уездный город в XX век, УВСМ – это пропуск в XXI век и далее, в «закрытый клуб» городов и регионов, на которые будет сделана ставка как руководством страны, так и международными инвесторами.

«А не лучше ли потратить на…?»

В строительство УВСМ предполагается вложить 365 млрд рублей. На сегодня это самый дорогой инфраструктурный проект в стране. Многие скептики (или точнее, манипуляторы) говорят: лучше эти деньги потратить… И далее идет большой список, на что именно.

Но надо понять, что нет такой кубышки, где лежат эти миллиарды, а губернатор сидит и фантазирует, куда их направить. Тут обратная зависимость. Деньги приходят под интересный, в том числе для бизнеса, проект. Поскольку он просчитан компетентными экспертами на сто раз и, главное, одобрен на высшем уровне, инвесторы получают самые твердые гарантии. Именно они нужны бизнесу больше всего. Туда, где надежно, инвесторы и направляют свои деньги.

Немаловажную роль играет и способность региональных властей принимать быстрые и умные решения. Тот факт, что при Борисе Дубровском Москва доверяет нам уже второй (первый – саммит ШОС-БРИКС) масштабный проект, говорит о многом.

Чаша фонтана

Магистраль сама по себе – это своеобразная индустрия, продающая транспортные услуги. Она приносит прибыль бизнесу, дает налоговые отчисления стране и региону, обеспечивает население зарплатами.

Но само строительство столь масштабного проекта тоже интересно нашей области, ее предприятиям и жителям. Чтобы понять, как движутся деньги, уместно привести аналогию с многоуровневым фонтаном. На вершине его сопло, откуда вырываются потоки воды, но она неизменно стекает вниз сначала в первую чашу, затем во вторую, третью и так далее. Одна из этих условных чаш (и не самых маленьких) – экономика региона.

Многие крупные предприятия области выразили заинтересованность в проекте. ЧТПЗ и РМК уже входят в состав учредителей хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль», которое было создано в 2016 году. Очевидно, что поставщиком рельс для УВМС с большой вероятностью может стать Челябинский металлургический комбинат, где несколько лет назад вошел в строй современный рельсобалочный стан. Он уже изготовил пробную партию 100-метровых рельсов именно для скоростных магистралей. Впереди процедура сертификации (для скоростной магистрали рельсы должны быть особого качества), которую планирует завершить в сентябре этого года.

А еще УВСМ – это крупный потребитель бетона, различного оборудования для инфраструктуры, строительной техники и так далее. И что особенно важно – высококвалифицированных строителей. Очевидно, что наши компании и их работники (а с ними и весь регион) получат новые компетенции, которые, несомненно, будут востребованы позже и у нас, и в других областях страны.

Таким образом, выгоду от строительства получат не только офисные работники из Челябинска или Екатеринбурга.

О неочевидных возможностях

И все же иногда приходится слышать мнение, а зачем нам скоростная магистраль, если есть автодорога, а в Екатеринбург мы ездим раз в полгода?

Везде, в любой стране мира, будь то Франция или Китай, там, где появляется скоростная железнодорожная магистраль, она оказывается востребованной. Многие личные карьеры и даже бизнесы возникают через новые, ранее неизвестные возможности.

Есть очень простой и убедительный пример на этот счет. Как только человек покупает машину, он недоумевает: а как же жил без нее? И мало кто согласится вновь пересесть на велосипед или ходить пешком.

Или другой пример. Никто из нас и не знал, насколько нам необходим Интернет, пока он не появился. Мы говорим о наших бытовых потребностях. Но за последние 20 лет выросла индустрия, основа которой стал Интернет. А что такое Интернет? В сущности, всего-то только компьютеры, соединенные в единую сеть! Та же магистраль.

Совсем недавно в интернет-индустрию пришли деньги, но теперь на ней зарабатываются состояния. У всех на слуху рейтинг миллиардеров журнала «Форбс». И знаете, кто его возглавляет? Человек, владеющий интернет-магазином «Амазон». А вообще в сотне самых богатых людей (читай самых прибыльных бизнесов) едва ли не половина – это те, кто сделал свое состояние либо на Интернете, либо на компьютерных технологиях и программном обеспечении к ним.

Но ведь еще 30 лет назад мы жили без Интернета и даже не думали о нем.

Политический смысл

Те, кто сейчас говорит, что ему не нужна ВСМ, потому что он ездит в Екатеринбург на машине, конечно же, не в состоянии увидеть УВСМ в ином масштабе. А он не только экономический, но в немалой степени - политический.

Мы уже говорили, что именно межрегиональная транспортная интеграция может стать новым фактором развития страны, ее реального, а не декларативного единства. Но есть и внешнеполитический аспект.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечал важность транспортного коридора «Евразия» для своей страны. Россия в этом смысле не только политически близкий, но еще и экономически интересный для него партнер. Американцы пытаются «оторвать» Казахстан от России, предлагают размещать свои военные базы на Каспии. А мы предлагаем нашим соседям сугубо мирный проект – совместную магистраль. Даже эмоционально это куда более привлекательно. Привязать Казахстан, иметь у себя в подбрюшье союзника, это даже экономически более выгодно, нежели создавать кордоны на границе.

Ну и Китай, который вот-вот станет, а по некоторым данным, уже стал первой экономикой мира, обогнав США. Он заинтересован в удобном транзите своих товаров и одновременно является крупным рынком сбыта для российской, в том числе, южноуральской продукции. Казалось бы, это все очевидно. Но траектория такого транзита может быть разная, есть конкурентные варианты в обход России, и это нас не вполне устраивает.

Транспортный коридор «Евразия», звеном которого станет Уральская высокоскоростная железнодорожная магистраль – это сегодня политический стержень, обеспечивающий ни много ни мало идею многополярного мира.

Из вступительного слова Дмитрия Медведева на совещании с вице-премьерами 14 мая 2018 года:

«Реализация проекта предусмотрена прогнозом долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года, Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД», Программой организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России.

Строительство УВСМ позволит улучшить структуру рынка труда, социально-экономической миграции, создать новый тип хозяйственной кооперации в Уральском регионе.

Реализация проекта будет способствовать повышению мобильности населения Екатеринбургской и Челябинской агломераций, развитию моногородов, находящихся рядом с УВСМ.

УВСМ будет интегрирована в общероссийскую сеть высокоскоростного и скоростного транспорта, будет связана в том числе с железнодорожными магистралями Москва – Казань – Екатеринбург, Екатеринбург – Тюмень и Екатеринбург – Нижний Тагил. УВСМ будет частью международного высокоскоростного грузо-пассажирского коридора «Евразия».

Губернатор Челябинской области и лидер движения «За возрождение Урала» Борис Дубровский:

«Я уверен, что теперь этому проекту будет придан мощный импульс. Проект Уральской ВСМ органично укладывается в логику стратегии пространственного развития, о которой сказал Президент России Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Это также дает выход Челябинской области к железнодорожному сверхкоридору «Евразия», который станет крупнейшим транснациональным логистическим проектом на евразийском континенте. Челябинск уже в среднесрочной перспективе станет равноправным участником и неделимой частью полицентричной агломерации с населением более четырех  миллионов человек – одной из крупнейших в России. Перспективы просматриваются четкие и во много привязаны к дате проведения в Екатеринбурге международного ЭКСПО – это, напомню, 2025 год. Абсолютно новые возможности получит бизнес Челябинской области, прежде всего это наши региональные производители рельсов, строительной техники, меди, элементов путевой инфраструктуры. Это занятость для многих тысяч южноуральцев, серьезные отчисления в бюджет, плюс развитие инфраструктуры тех населенных пунктов, через которые пройдет магистраль. Я поздравляю всех жителей Челябинской области с этим эпохальным для региона событием и настраиваю всех на большую созидательную работу».