Идея Леонидовна ведёт рубрику на областном телеканале ОТВ, оказывает консультации и простым людям, и депутатам, и чиновникам. Уверяет, что при желании любую проблему с управляющей компанией и ЖЭКом можно решить. Поговорим о том, как это происходит.

- Идея Леонидовна, как вы стали председателем совета МКД?

- Сначала мне пришлось поневоле стать старшей по дому. В 2005 году я отсутствовала в городе, и жители единогласно проголосовали за меня. Дом наш старый, подведомственный Южноуральской железной дороге. Жильцы, в основном, старики-железнодорожники. В системе ЖКХ мы на тот момент ничего не понимали. А потом уже нашу инициативную группу, которая со мной работает, мы преобразовали в совет дома. Никто из жильцов не был против.

- Первая проблема, которую вам пришлось решать.

- Вода. У нас постоянно висело объявление, что на пятом этаже в течение дня не будет воды. Оказалось, в нашем доме нет насоса! Он есть только в соседнем доме. Заставили купить нам насос. Потом с теплом стали разбираться. Оказалось, что на дом подавалась меньшая температура из-за неправильного диаметра сопла в бойлере. Пар из бойлера шёл в подъезд. Я задумалась: почему? А оказалось, что дверь, ведущая в бойлерную, сделана из древесно-строительной стружки! И держится она только на одной железной перекладине во всю ширину двери. Поменяли дверь – и пар исчез.

- Все эти события происходили до того, как появились управляющие компании (УК). Что изменилось с их появлением?

- Вдруг мы узнали, что создаётся новая УК «Созвездие». Молодые люди, Дмитрий Холод и Сергей Овчинников, говорили хорошо, в чёткости позиций им было отказать нельзя. Они и сегодня очень правильно себя ведут: там, где есть советы домов, работают с ними, а не с каждым из жильцов по отдельности. Я не очарована своей УК, но и менять её ни на какую другую мы пока не собираемся. Мы ей установили 10 % от тарифа на ремонт и содержание. У Ремжилзаказчика 8 %. Но скупой платит дважды. Всё-таки надо реальную цифру ставить. Мы платим каждый месяц, но и требования к работе УК выдвигаем большие. И наши требования выполняются на 100 %. Думаю, остальным домам не везёт с УК только потому, что они не умеют работать. Правильно сказал Жванецкий: «Как жаль, что мы разучились договариваться». Скандал ведёт к негативным последствиям, и не решает проблем.

- Приведите примеры конкретных проблем, которые вы решали с УК.

- В 2012 году появился 185-й закон о пятипроцентном вложении за капремонт. Тогда людям был дан выбор: или проводить капремонт через регионального оператора, или через управляющую компанию на спецсчёте. УК от нас отбрыкивалась, как только могла. Мне сразу сказали: «Идея Леонидовна, не вздумайте давать людям альтернативу! Пусть будет регоператор. В варианте «УК на спецсчёте» много тонкостей, в них никто не разбирается». Но мы настояли. Вошли в федеральную программу, и за пять процентов сделали капремонт! Нам поменяли кровлю, бойлер, водовод и трубы горячей воды. В апреле 2015 года встал вопрос о том, что нужен более удобный и чёткий договор между собственниками и УК. Я увидела приказ Минстроя РФ, к которому был приложен проект этого договора. В УК мне сказали: «Мы с таким договором не согласны». А я им: «Идите к министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню, это он придумал!».

- Чем помогает этот договор?

-  Там есть самое главное: функции управляющей компании всего в одном приложении. То есть чётко расписано то, за что мы платим 10 %. И сейчас мы всегда ссылаемся на свой договор. У нас там, например, прописывается, что шестимесячная задолженность взыскивается по суду. Когда у нас появилась такая должница, я спросила представителя УК: «Что вы с ней делаете?». Она отвечает: «Ничего». «Вы хоть понимаете, - говорю я, - что, если до трёх лет затянете, срок исковой давности истечёт, и никогда вы с неё не взыщите этих денег!». Мгновенно разыскали и сработали! А у второго собственника, жившего в Каслях, по суду взыскали всё до копейки. Главное – следить за всем, что делает управляющая компания по твоему дому. Домом управляют они, но заинтересованность-то наша, собственников. Представляете, в управляющей компании 300 домов, а их сидит всего 50 человек сотрудников. Я им подсказываю то, чего они не видят. Откуда они знают, вышел на заявку ЖЭК или нет? Если мы будем молчать, никто не узнает. А конфликт и невыполненная заявка останется.

- Так ли уж необходим для взаимодействия с УК совет МКД?

- Однажды я была свидетелем, как дом, у которого нет совета, именно из-за разногласий между жильцами выпал из программы «Городские дворы», которая должна была облагородить его территорию. Один раз в УК пришла женщина: «Нам лавочки надо», на следующий день приходит другая: «Нам ничего не надо». А наше каждое решение согласовано, оформляется протоколом. Совет МКД нужен, чтобы представлять дом не только в УК, но и в горводоканале, и у энергетиков.

- Идея Леонидовна, вы бухгалтер, раньше работали в коммунальной сфере, и у вас всё получается. Но ведь далеко не в каждом доме найдётся такой специалист.

- У нас в Челябинске есть председатели, не имеющие профильного образования, которые и в ЖЭКах-то никогда не работали. Главное - желание жить в комфорте, уважать самих себя. А опыт придёт. Вот Вера Дмитриевна Григорьева возглавляет совет дома по ул. Воровского, 21, растянувшегося на целый квартал. И эта маленькая худенькая женщина рулит - знаете как? Считает каждую копейку, всё проверяет! Нет у нее профильного образования, просто есть желание жить как следует. А председатель совета МКД на ул. Воровского, 15 Зинаида Андреевна Дзюганова всю жизнь работала на консервном заводе. Отличный управленец! Неправы те люди, кто считает, что совет МКД не нужен. Они хотят, как Емеля – чтоб всё изменялось по щучьему велению. Но так бывает только в сказках.

Олеся Горюк