Между тем у нас опять заговорили о концепции выявления и поддержки одаренных детей. Выявления и поддержки. При этом никто не знает, как их выявлять, и никто не задумывается о том, почему их, уже одаренных, надо еще и поддерживать, остальных оставив без поддержки. Говорят даже о намерениях составить список одаренных детей России. Список! В России, примерно, 30 миллионов детей, сколько же из них одаренных? Если способных и талантливых десять процентов, то в списке будет три миллиона имен. Если один процент, то 300 тысяч талантливых детей. Если 0,5 процента, то – 150 тысяч одаренных мальчиков и девочек. Но, оказывается, бывают и гениальные дети. Гениальные! Еще ничего не сделали, а уже гении. Десять миллионов детишек будто бы дают одного гения. Значит, в России три мальчика-гения. Девочки на гениальность не претендуют.

Мало мудрости в том, чтобы детей делить и разделять. Пустая затея. Если специально отобрать 100 одаренных детей, то в конечном итоге окажется, что примерно половина из них – неодаренные. И, наоборот, среди 100 неодаренных, в конечном итоге, выявится примерно половина одаренных. Значит, фифти-фифти?

***

Из «людского раствора» выделить «элемент» таланта очень трудно. Да, мы говорим о ком-то: «Талант скромный». Мы говорим: «Талант большой». Мы говорим: «Талант огромный». Пытаемся его измерить. Но эти измерения очень субъективны. Задача еще больше усложняется из-за того, что талант, вроде бы, дается даром. Поцеловал тебя Боженька в темечко – и ты в шоколаде. Но что такое талант без труда? Тем же Боженькой устроено так, что истинный талант всегда проявляется трудом. Часто и не разобрать, что дано талантом, а что взято трудом. Один, мол, талантлив по природе, а другой – просто трудяга. Бывает и так, что не понять, талантлив ли человек уже в зрелой поре, а мы осмеливаемся найти дар в ребенке…

***

Хочется верить, что талантов очень много. Что талантливых людей – сколько угодно. Более того, хорошо бы допустить, что талантливы все, кого ни возьми. Никто не обделен. Так – прекрасно. Так – справедливо. Надеюсь, что Боженька имел в виду как раз всеобщность, но мы его не поняли.

Мы его не поняли и все упростили. Мы ограничили себя поисками талантов только в искусстве и науке. Ну, пианист. Ну, актер или певец. Ну, художник. Ну, физик. И все?

Среди детей мы не ищем талантливых поваров, пекарей, сапожников, портных, токарей, сварщиков, монтажников… Да и врачей, да и учителей. Или шоферов, или каменщиков. Сколько профессий, столько и талантов. Разве не так? Конечно, в наше время спрос на печников невелик, но прежде их было много, в том числе и признанные мастера, знатоки печных тайн. Их знали, искали, приглашали… Их щедро одаривали.

Не в том ли идеал, чтобы никто из людей, прежде всего, никто из детишек не был обделен талантом? Чтобы в каждом была обнаружена склонность к какому-то делу. Чтобы каждому мальчику и каждой девочке помочь найти свою профессию и значит потом – любимую работу. А это ценность жизненная. Когда работа любима, – это счастье на всю жизнь, а если не любима – на всю жизнь мука.

Спору нет, это очень сложно – у каждого ребенка отыскать его талант. Но мы даже не ставим такой задачи, такой цели. Мы и не пробовали. Откроем физико-математическую школу или лицей – и довольны. Из всего спектра талантов мы выделили два-три цвета, а остальных не касаемся.

***

Не дай Бог взрослому человеку, а тем более ребенку, узнать, что он талантлив. Во-первых, можно ошибиться, а во-вторых, это коварно. Нельзя уверовать в свою исключительность. Это – самоубийственно. Талант всегда в сомнениях. Каждый раз его надо – себе – доказывать заново. Сегодня, допустим, успех, а завтра, не исключено, – провал. Вообще лучше всего мысли о таланте гнать от себя прочь.

Это забавно, но все же и настораживает то, что Максим Галкин вызывает на миллионные аудитории необычных малышей и награждает их медалями «Лучше всех». Да, конечно, награда, вроде бы, шуточная, но шуточная она для взрослых, а не для детей. Лучше всех? Я – лучше всех? Значит, где я и где все?

Необычность малыша может обмануть – нас и его самого. Обман это очень коварный. Он – как предательство. Чаще, чем хотелось бы с годами, одаренность вот именно предает одаренного, оставляя его ни с чем. Оказывается, ты не лучше всех, а как все. Синдром «бывшего вундеркинда». Такое открытие не остается без последствий. Между тем, по некоторым сведениям, 90 процентов вундеркиндов при взрослении становятся обыкновенными людьми.

Педагоги в один голос жалуются на то, что учиться в школе одаренным детям трудно. Точнее, не учиться трудно, а пребывать в школе. Потому что они не такие, как все. И потом, после школы, им непросто жить среди людей. Редко кто благополучно выдерживает испытание исключительностью. Известны печальные судьбы таких вундеркиндов, как Паша Коноплев, Нина Турбина, Надя Рушева, Андрей Хлопин, Саша Путря, Алексей Султанов.

***

Лет пять назад в Сочи прописался образовательный центр «Сириус», он был создан на базе фонда «Талант и успех». В попечительном совете значатся имена министров, помощников президента, а возглавляет его сам В. В. Путин. К «Сириусу» привлечены многие благотворители из списка Forbes. Центру отдали отель на 720 номеров с бассейнами, банями, отдельным пляжем. Детям созданы прекрасные, если не сказать, шикарные условия для жизни и учебы: аудитории, лаборатории, шведский стол и даже шоколадный фонтан. Одаренные дети, попавшие в «Сириус», еще раз щедро одарены государством.

Может быть, один на всю Россию такой «звездный» центр и допустим, но его уже клонируют на всю страну. А по правде говоря, «Сириус» излишен. Одаренным детям и без того хватает излишеств, а не хватает им другого – обыкновенной жизни. Такой, какой живут все. Быть «как все» – вот их проблема. Белые вороны редко выживают в стае.

А теперь – главный вопрос: какова цель такого внимания к одаренным детям, которое намерены проявить мы и наше государство? Поддержать юные таланты? А зачем их поддерживать? Чтобы они как можно раньше раскрылись и расцвели? Чтобы как можно раньше они послужили стране, чтобы из их одаренности извлечь реальную пользу?

Что ж, цель как цель. Почему бы и нет. А польза… У нас два варианта. Первый – ставка на отдельные одаренные индивидуальности. И вторая – ставка на добротное всеобщее образование. Какой из вариантов вернее, прочнее и полезнее – вопрос.

***

Интеллект – дар высокий, кто бы спорил. Но есть выше – дар доброты. Истинное мерило человека – не талант, а доброта. Надо, чтобы добрые люди ценились выше талантливых. Хвала интеллекту, уму-разуму, голове, извилистому веществу под черепной коробкой, но нет ценности выше доброго сердца. Хорошо бы рассыпать по России школы для детей, одаренных добротой.