Оперный театр – что же здесь необычного? Челябинская опера и балет… Да, сегодня это так. Но история здания этого театра тесно связана с годами Великой Отечественной войны. В «сороковые роковые» здесь был не театр, а завод, работающий на оборону… Театральный дворец к июню 1941-го был практически достроен, но открытию театра помешала война. В новом здании разместился завод «Калибр», эвакуированный из Москвы. Позже челябинцы построили для завода специальные корпуса.

В 1948 году театральное здание было освобождено от производственных цехов. Но прежде чем достраивать его, пришлось заняться ликвидацией заводского «наследства».

Бригада художников под руководством академика Александра Дейнеки осуществила роспись зрительного зала и фойе. Вестибюль и парадные лестницы были украшены мрамором, художественным литьём каслинских мастеров. Люстры, канделябры, торшеры и бра изготовлены из бронзы и хрусталя по специальным эскизам. Новое театральное здание стало дворцом искусства, гордостью Челябинска.

Ещё до окончания реставрации здания (в январе 1955 года) началось формирование оперной и балетной труппы. Основу балетной труппы составили выпускники трёх классов прославленного Ленинградского хореографического училища. Коллектив солистов оперы состоял из недавних выпускников консерваторий и молодых певцов Ленинграда, Киева, Еревана, Свердловска, Куйбышева и Харькова.

Челябинский театр называли «лабораторией советской оперы» за ряд постановок опер современных отечественных композиторов. Многие произведения советской оперы впервые были поставлены на сцене челябинского театра.

В 80-е годы в театре прошла реставрация зрительного зала и закулисной части. Были заменены все зрительские кресла, а художественную лепку зала и фойе покрыли сусальным золотом, которого потребовалось три килограмма.

О том, что театр появился в историческом месте города, говорит многое. Как-то на площади возле театра проводились земляные работы и абсолютно случайно на глубине двух метров бригада рабочих наткнулась на древнее захоронение, которое, как утверждали специалисты, относится ко второй половине XVII — первой половине XVIII века. Археологи высказали свою версию, что обнаруженное захоронение не что иное, как кладбище первопоселенцев, живших в этом месте ещё до основания в 1736 году Челябинской крепости.

Говоря об истории этого места, нужно вспомнить про Христорождественский собор. 200 лет простоял он, оглашая округу своим колокольным звоном. Пропагандист марксистского атеизма Емельян Ярославский, который в течение многих лет по поручению партии возглавлял антирелигиозную пропаганду, настаивал на уничтожении храмов. Именно это стало причиной сноса не только Христорождественского собора, но и многих других церквей России. На месте разрушенного собора сразу же (в 1937 году) и было начато строительство здания для музыкально-драматического театра. Позднее площадь, на которой построят здание театра, станет носить имя Е. Ярославского.

Уже несколько лет перед театром стоит памятник композитору Михаилу Глинке, чьё имя носит Челябинский государственный академический театр оперы и балета. А я недавно в архиве отца, известного челябинского фотохудожника Владимира Белковского, обнаружил десяток чёрно-белых плёнок, сделанных в начале семидесятых годов за кулисами этого театра. На них - прославленные балерины Екатерина Максимова и Наталья Бессмертнова, артисты знаменитых ленинградских «Хореографических миниатюр».

Когда проходишь мимо здания оперного театра, вспоминаются многие события, связанные с ним, спектакли, встречи, и само здание воспринимается по-особенному.