В начале этого года прирост промышленного производства в нашей области доходил до +14,9%, а у РФ было всего +1,9%. Однако в то время, как наш рекордный темп потихоньку спадал и по итогам пяти месяцев составил +3,8%, Россия в целом подняла аналогичный показатель до +3,2%.

Конечно, мы должны только радоваться общероссийским успехам. Но важно сопоставить по каким позициям Россия теперь опережает нашу отдельно взятую область.

Начнем с пищевой промышленности – с производства мяса. Несколько лет до 2018 года мы были лидерами в этой сфере в РФ. Теперь же стали отставать. Производство курятины за пять месяцев этого года сократилось у нас по сравнению с таким же периодом прошлого года на 1,8%. Только за май 2018-го сокращение по сравнению с маем 2017-го составило 9,3%. По России же в целом прибавка за пять месяцев +3,6%.

По говядине и свинине по РФ в целом прибавка 9,4%. У нас в области о говядине вообще говорить не стоит: все производство за пять месяцев составило 1,2 тыс. тонн (менее процента от общего производства мяса). По свинине наш прирост составил лишь 1,1%. В целом производство мяса по области пусть немного, но сократилось, а по России заметно выросло. Пищевая индустрия у нас в области стагнирует.

Легкая промышленность Челябинской области, державшая последние годы хорошие темпы роста, тоже несколько сдает позиции. Производство одежды упало на 3,3%, кожевенных изделий – на 3,8%. Впрочем, и по РФ легкая промышленность каких-то заметных приростов тоже не показывает. Печально. Видимо, надо искать какие-то новые пути по завоеванию хотя бы внутреннего рынка.

Теперь посмотрим, что у нас в металлургии (самой важной отрасли промышленности Челябинской области в последние 27 лет). Основной конечной продукцией метзаводов является готовый прокат. У нас в области прирост по этому виду изделий всего +1,4%. По РФ в целом производство готового проката поднялось на 2,3%.

Индекс металлургического производства по области вырос на 5,0%. При этом производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, после краткого бума опять сокращается (-2,9%). Возможно, нас выручает цветная металлургия, но данные по ней Челстат не публикует. По РФ отмечается рост производства алюминия (+8,2%) и золота (+2,9%).

Из машиностроительных отраслей более всего продолжает радовать электроника. Здесь у нас в области прирост +25,9%. А вот по РФ выпуск компьютеров существенно упал по сравнению с прошлым годом (-21,5%). Очень жаль.

Сборка легковых автомобилей по РФ выросла на 19,8% и достигла за пять месяцев 632 тыс. штук. Производство двигателей внутреннего сгорания для автотранспорта синхронно выросло на 19,3%. Жаль только, что отечественных двигателей хватает лишь на четверть собранных автомобилей. Остальные, очевидно, ввозятся. По кузовам прирост на 37,7%, но их произведено в России за пять месяцев лишь 108 тыс. штук.

По всем маркам отечественных грузовиков прирост составил +3,6%. У автостроителей Южного Урала (мы производим только грузовые транспортные средства) прирост +7,9%.

В России продолжается бум производства железнодорожного оборудования. Прирост по электровозам магистральным +28,6%; по тепловозам +9,9%; по пассажирским вагонам +70,3%; по грузовым вагонам +22,1%.

Думается, столь масштабные инвестиции в парк железнодорожной техники связаны с проектом «Шелковый путь» (Из Китая в Европу и обратно). Кстати, планируется строительство магистрали широкой российской колеи в Австрию. Это позволит упростить доставку грузов из России и через Россию. Вагоны не надо будет переставлять на западноевропейские колесные тележки.

В Челябинской области имеются два предприятия, продукция которых относится к той же железнодорожной сфере – Усть-Катавский вагоностроительный завод и Челябинский электровозоремонтный завод. На них общий прирост составил лишь +2,9%.

Ремонт и монтаж оборудования в нашей области сохраняет прирост на уровне 20% и более. Это в высшей степени обнадеживающие цифры. Значит, модернизация и реконструкция производства постоянно нарастает. Когда-то это скажется на темпах роста товарного производства.