Мы предлагаем нашим читателям материал, который будет полезен в сезон отпусков. Каждому сегодня важно знать информацию о том, как обеспечить свою юридическую безопасность при оформлении перед путешествием многочисленных документов в туристической фирме.

Туроператоры и турагенты

В настоящее время на туристическом рынке действуют два вида организаций (турфирм), занимающихся оказанием различных туристических услуг: туроператор и турагент.

Туроператоры – это те, кто формирует туристский продукт: они бронируют и оплачивают отели, перелеты, трансферы, экскурсии и т. д. Кроме того, оператор определяет цены и политику скидок на сформированный им тур и самостоятельно продвигает и реализовывает его целиком или частично.

Турагенты реализуют туры оператора. Это организации-посредники, получающие комиссионное вознаграждение. Турагент покупает тур готовым к реализации или продает клиентам по поручению туроператора. За тур, реализованный через турагента, туроператор несет ответственность перед туристом в части качества оказанных услуг и достоверности предоставляемой информации.

Необходимые документы

Основной юридический документ – договор с турфирмой. В нем должны быть оговорены следующие условия:

– информация о продавце (туроператоре или турагенте), включая его юридический адрес и банковские реквизиты;

– сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

– информация о туроператоре, включая его юридический адрес и банковские реквизиты, а также о размере страховки или банковской гарантии;

– достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов;

– дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

– порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

– права, обязанности и ответственность сторон;

розничная цена туристского продукта (в рублях) и порядок оплаты;

– условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

– порядок и сроки предъявления туристом требований о выплате страховки или суммы по банковской гарантии.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Вам будут оказаны только те услуги и только таким образом, как это указано в договоре. Лишь прямое несоответствие договора закону может стать основанием для его оспаривания.

Договором должны быть предусмотрены условия его расторжения и изменения по инициативе турфирмы. Без веских оснований фирма не может расторгнуть договор, а также изменить без согласования с туристом программу пребывания и маршрут путешествия.

Если поездка не состоялась по вине турфирмы, уплаченные деньги (например, предоплата) должны быть возвращены. Условия замены отеля или изменения программы должны быть оговорены в договоре. Турист имеет право не согласиться с возможной заменой отеля или временем вылета.

Изменение условий договора

Как турфирма, так и турист, вправе потребовать изменения условий договора или его расторжения при изменении обстоятельств, к которым относятся:

– ухудшение условий путешествия, изменение сроков поездки;

– непредвиденный рост транспортных тарифов;

– невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь, отказ в выдаче визы и др.).

Туроператор или турагент не несет ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных при данных условиях обстоятельств.

Условия отказа туриста от поездки должны быть предусмотрены договором. Если турист по собственной инициативе отказывается от забронированного и оплаченного тура, ему придется компенсировать фактически понесенные затраты турфирмы, подтвержденные документально (оплаченное проживание, билеты либо штрафы перевозчика или отеля). Возложение на туриста штрафов за отказ от тура не допускается. После заключения договора изменение стоимости тура без согласования с туристом невозможно.

Порядок оплаты

При заказе тура по каталогу турист может оплатить как полную его стоимость, включая страховку, так и частичную. Во втором случае туристом вносится депозит в согласованном размере (если турист аннулирует заказ, эта сумма ему не возвращается, она идет на покрытие расходов организатора путешествия) и сумма страховки, а оставшаяся сумма уплачивается после подтверждения бронирования всех заказанных услуг.

При оплате клиенту выдается на руки:

– документ об оплате (независимо от формы перечисления платежа – наличный, безналичный расчет);

– копия приходного ордера или другой документ установленного образца;

– подтверждение бронирования услуг, которое либо оформляется отдельным документом произвольной формы, либо указывается вместе с реквизитами брони в соответствующей графе листа бронирования, с повторением этой записи в именном ваучере.

В туристской путевке указываются конкретные условия путешествия, розничная цена продукта. Она подтверждает факт заключения договора и может выдаваться клиенту туроператором или турагентом. Но обязательной выдачи такого документа действующее законодательство не предусматривает.

Ваучер является подтверждением заключенного договора между туристом и организатором путешествия. Фактически он дублирует содержание туристской путевки и предназначен для его предоставления туристом третьим лицам, оказывающим ему туристские услуги.

Лист бронирования

В договоре о реализации туристского продукта может быть указано, что конкретный перечень услуг, входящих в тур, определяется в листе бронирования, который является неотъемлемой частью данного договора.

Единой формы листа бронирования не существует: некоторые туристские фирмы используют упрощенные, другие – подробные. Лист бронирования составляется в трех экземплярах: один выдается на руки туристу, другой направляется в принимающую фирму, третий остается у турфирмы. Если бронирование подтверждено, то туристу нет необходимости брать с собой лист бронирования: номер подтверждения брони будет записан в его именном ваучере.

При отказе туриста от забронированных услуг за десять дней может удерживаться 10 % от стоимости путевки, от десяти до семи дней – 20 %, менее семи дней – 50 %.

Виза

Для въезда на территорию иностранного государства часто требуется иметь разрешение его уполномоченного органа (визу).

Виза представляет собой штамп, вклейку или вкладыш в загранпаспорте (или ином документе) и обычно содержит следующие сведения: фамилию, имя, дату рождения, пол, гражданство, номер основного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в стране, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице).

Если в перечень услуг турфирмы входит оформление въездной визы, такие условия должны быть указаны в договоре. В таком случае фирма несет ответственность за правильность оформления въездных документов или за отказ в выдаче визы по причинам, не связанным с личностью туриста. Если такая ответственность не предусмотрена, предъявлять турфирме претензии за отказ в выдаче визы бесполезно.

Информирование туриста

Турфирмы должны информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке по инфекционным болезням (чума, малярия, холера и т. д.) и возможном риске заражения в странах, мерах профилактики и действиях в случае заболевания.

К инструктажу прилагается памятка для выезжающих за рубеж, содержащей необходимые правила профилактики и описание симптомов ряда болезней.

Также турфирма должна проинформировать туриста о климате страны, в которую он едет; предоставить информацию о местных нравах, обычаях, особенностях административного и уголовного законодательства, чтобы турист мог избежать неприятностей из-за их незнания; обеспечить туриста адресами и телефонами российских дипломатических и консульских представительств, международных организаций (например, Международного Красного Креста), которые способны оказать помощь россиянам.

Что можно требовать от турфирмы?

На туриста распространяются все нормы, защищающие права потребителя. Он может требовать компенсации материального и морального вреда. Турист вправе предъявлять требования к турфирме по всем ее обязательствам, предусмотренным в договоре.

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. Сумма, выплачиваемая в качестве неустойки за нарушение сроков оказания туристских услуг, не может превышать стоимости туристского продукта.

Турфирма выступает как агент по приобретению билета и не может нести ответственности за действия перевозчика (например, авиакомпании) при полном исполнении своих обязанностей по оплате. Ответственность за задержку отправления пассажира и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) его груза или багажа несет транспортная компания. В остальных случаях ответственность возлагается на туроператора.

Страховка

Каждый туроператор обязан обеспечить свою деятельность страхованием гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору либо иметь соответствующую банковскую гарантию. Такое финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу, заключившему договор:

возврат денежных средств по договору за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, за которых он отвечает;

возмещение ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, в том числе расходов на эвакуацию;

при наличии в туре недостатков, включая качество и безопасность путешествия. Соответствующие денежные суммы должны быть выплачены не позднее 30 дней после дня получения требования с приложением всех необходимых документов.

Иск о возмещении ущерба может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику совместно.

Инна Панкова, фото из открытых источников