Жизнь под грифом «Секретно»

Поводом для этих заметок послужили два момента, во-первых, по роду своих работ – гражданская, военная и космическая радионавигация – Михаил Аврумович Шильман всегда был человеком «секретным», да и по своему складу характера лишний раз под лучи славы, вполне заслуженной, никогда не стремился. Специфика работы такая. Потому из наших земляков его знают только те, с кем вместе работал над разрешением проблем обороноспособности страны. И судя по мирному небу над нашей головой, Шильман работал со своим коллективом очень даже успешно и эффективно.

Второй повод рассказать о главном конструкторе, увы, печальный… 7 мая, именно в День радио (какая недобрая ирония жизни!) Михаила Шильмана не стало, вскоре после того, как он отметил свое 88-летие. И челябинский радиозавод АО «ЧРЗ «Полет», где Михаил Аврумович проработал чуть ли не с момента образования предприятия, и весь регион, и наша «оборонка», и радиоэлектронная отрасль страны понесли, конечно, серьезную, невосполнимую утрату. Но я не буду писать некролога. Да и многие газеты уже опубликовали слова соболезнований от друзей и соратников. Я расскажу землякам о главном конструкторе как о человеке, с которым мне довелось неоднократно и вполне близко общаться.

Достойный книги рекордов

Неспециалисту трудно даже себе представить, что все до единого, как гражданские, так и военные аэродромы СССР, а также аэродромы двух десятков стран ближнего и дальнего зарубежья оборудованы действующими исправно и надежно радиосистемами (радиолокаторами, радиомаяками по дальности, курсу, глиссаде снижения всех типов самолетов и вертолетов), разработкой которых руководил Шильман! А что такое самолет, заходящий на посадку, тем более «в очереди» за несколькими, да еще и при нулевой видимости… Единственное спасение для их безопасности - это радионавигационные комплексы систем взлета-посадки, рассчитанных на любые условия. Именно их созданием занимался генеральный конструктор Михаил Шильман и его коллектив конструкторов. Конечно, техника, разработанная опытно-конструкторским бюро (ОКБ), которое организовал, а потом более сорока (!) лет возглавлял Михаил Шильман, с годами видоизменялась, чтобы отвечать всем новым требованиям – по новейшей радиоэлектронной элементной базе (радиоламп вы давно нигде не увидите), по технологии производства. И то, что сегодня российская радионавигация считается одной из самых продвинутых и надежных в мире, велика заслуга конструкторской школы Шильмана (а в ОКБ радиозавода работало под тысячу инженеров-конструкторов), его воспитанников, которые на всю жизнь восприняли от своего шефа-наставника творческое и ответственное отношение к делу, и продолжили его перспективные разработки для усовершенствования радиокомплексов аэро- и космонавигации.

Довольно сложно перечислить даже малую часть того, что разработал и довел в цехах завода от конструкторских чертежей до «металла» Михаил Шильман. Это сотни различных изделий, которые постоянно модернизируются, которым, по сути, не было и нет достойной альтернативы. Не вдаваясь в лишние подробности, отмечу, что шильмановские комплексы радиотехнической системы ближней навигации, посадочной радиомаячной группы выпускаются на заводе с 1958 года. Аппаратура «земля - борт - земля» разрабатывалась и создавалась еще в 60-е годы, и ей альтернативы нет до сих пор. ОКБ завода, которое Михаил Шильман возглавлял со дня основания до 2011 года, занималось не только созданием новых систем, но и постоянной модернизацией, переводом оборудования на новые комплектующие, принципиально новую элементную базу, а также повышением уровня надежности и безотказности в эксплуатации в самых экстремальных климатических условиях, простоты в обслуживании и профилактике. Кроме того, в его сферу входило создание и модернизация целого семейства обзорных аэродромных радиолокаторов.

«Науку со «зверским выражением» лица делать нельзя…»

«Давайте, ребята, поспорим!» – это, можно сказать, конструкторское и жизненное кредо Михаила Шильмана. Так мог начальник с высочайшим авторитетом в радиопроме страны обратиться запросто к любому конструктору. Так же, как и самый молодой из 700 его подчиненных, мог адресоваться к с своему знаменитому шефу. Административных границ не было вовсе! Почти всегда в конструкторско-производственных спорах Шильман клал на лопатки любого. Но, когда в редчайших случаях доводилось проигрывать ему самому, никаких дальнейших административных оргвыводов в отношении победителя не делалось. Впрочем, автор не совсем в этом месте точен. Оргвыводы были… в виде подбодряющей, веселой шутки либо доброго анекдота, в знании которых Шильман тоже был большой мастак.

Это еще одно убеждение Шильмана, что науку, конструкторское дело, развитие технологий нельзя двигать с «постной физиономией»! Все «постно» и получится! Отмечу, что и сейчас в творческом арсенале ОКБ эта основополагающая идея применяется активно.

Кажущаяся простота жизни…

– В жизни мне всегда везло на хороших людей, его величество Случай и судьбу, – вспоминал как-то в нашем разговоре Михаил Аврумович. – Хотя не скажу, что моя жизнь так уж обильно была усыпана розами. Шипов тоже хватало с избытком. Родился в один день с Карлом Марксом, 5 мая. Когда-то это считалось неким везением, сейчас не уверен. Да и раньше далеко не со всеми его выводами был категорически согласен. Моя родина – скромное село Понинки Полонского района Хмельницкой области. Нашу семью судьба изрядно помотала по стране. Горя тоже хватало, да и нужды тоже… Отец, например, воевал еще в 1919 году в Гражданскую войну, а погиб уже в другой войне за Северный Кавказ, 8 января 1943 года. Но были и невероятные везения. Спасаясь от оккупации гитлеровцев, наша семья вышла из Краснодара пешком, уже под налетами авиации немцев. Повезло, умудрились втиснуться в последний эшелон на Новороссийск. Повезло и там, попали на последний крейсер «Красный Крым», увозивший беженцев. А дальше голод, скитания без крова, горе… К тому же, мы потеряли друг друга. Помню только конечную цель в Казахстане. Добирался один, без ничего. Все-таки за тысячи километров, благодаря встреченным добрым людям, до цели добрался, как ни фантастически это кажется, сам нашел родных! Теория вероятности просто отдыхает.

Я привел именно этот фрагмент нашего давнего разговора совсем не случайно. Можно сказать, что всю свою жизнь Михаилу Аврумовичу доводилось находить единственный выход из сложнейших ситуаций. Часто очень непростых. Когда, например, он яростно, но с «фирменным», знаменитым своим юморком отстаивал интересы завода в самых высоких столичных кабинетах. А было это сложно, хотя бы потому, что на Урале завод еще молодой, а неподалеку от столиц есть давно сложившиеся предприятия радиопрома, у которых в Москве все давно «схвачено», а перспективные, выгодные госзаказы всем нужны… Хотя, конечно, каким-то вульгарным «толкачом» Шильман не был никогда. Его непререкаемый авторитет в отрасли помогал открывать двери любых кабинетов.

Конструктор из Челябинска всегда был активным и непременным участником «закрытых» научно-технических советов при министерствах обороны, авиапрома и радиотехнической промышленности СССР, на которых решались принципиальные вопросы оборонно-промышленного комплекса, проблемы и перспективы на будущее. Достаточно сказать, что многое из наработок Шильмана работает сегодня, пригодится и в будущем.

 

Наша справка

Михаил Аврумович Шильман

Родился 5 мая 1930 года в Хмельницкой области.

1947 - 1952 годы – учеба в Киевском политехническом институте. Получив специальность «инженер-радист», направлен на работу радиоинженером «Военморпроекта № 29» в Калининград.

С мая 1954 года – на строящемся будущем Челябинском радиозаводе «Полет». Благодаря острому уму, высоким профессиональным знаниям, отличным организаторским способностям и уже некоторому опыту работы по специальности, довольно быстро прошел путь от регулировщика аппаратуры, старшего контрольного мастера, начальника участка, начальника центральной лаборатории до заместителя главного инженера. На это ушло всего девять лет. Получены бесценные знания всех деталей «линейки» производства завода в сложнейший период его становления.

1961 - 1971 годы – параллельно с работой на «Полете» приказом министра радиоэлектронной промышленности СССР назначен уполномоченным Минрадиопрома по созданию противоракетной системы обороны Москвы в части аппаратуры передачи данных.

1963 - 1971 годы – заместитель главного инженера завода.

1971 - 2011 годы– начальник элитного подразделения завода ОКБ.

2011 - 2016 годы – главный конструктор завода.

Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За заслуги в создании вооружения и военной техники», другими наградами. Имеет почетные звания «Заслуженный конструктор РФ», «Почетный радист РФ», «Отличник воздушного транспорта» и другие.

Александр ЧУНОСОВ,

бывший инженер ОКБ