Недавно мне попалась в руки достаточно редкостная по нынешним временам книга известного писателя, историка, искусствоведа, знатока и ценителя живописи Льва Анисова, которого именуют не иначе как «Джорджо Вазари современной России».

Его перу принадлежат исследования о таких замечательных русских художниках, как Иван Шишкин, Орест Кипренский, Василий Перов, Алексей Саврасов, Борис Кустодиев, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Илья Репин, Иван Крамской, Иван Айвазовский… Как говорится, «самый цвет высокого цвета русского искусства»!

И в этой уникальной книге очерков-эссе Анисова «Русские художники. Непрочитанные страницы» встречаю хорошо знакомое и многим землякам дорогое имя. В этой когорте великих мастеров России отмечен художник из Челябинской области Василий Соловьев. Будь ты хоть трижды «заслуженным художником России», но попасть в одну книгу в соседство с такими гигантами живописи «с кондачка» никак не выйдет!

«Работаю для людей… и для души»

Позволю себе процитировать несколько фраз из книги Льва Анисова «Русские художники…». Тем более, что герой этих строк, Василий Соловьев, сам про себя говорить не привык! А повод более чем весомый. На днях знаменитому художнику исполнилось 70 лет! Размышляя о волшебной силе искусства и о бедах современной России, Анисов пишет. «Через Павла Чистякова проходит идущая от Александра Иванова (вспомним его картину «Явление Христа народу») самая важная и самая высокая линия в русском искусстве. К сожалению, в нынешнее время имя его почти забыто… Потому вдвойне, втройне радуешься, в наше смутное и лукавое время, время подмены духовных и нравственных ценностей, когда узнаешь, что в глубинке России есть художники-педагоги, верные заповедям Чистякова.

Это талантливые мастера, составляющие гордость русской реалистической живописи. Говорю о заслуженном художнике России Василии Николаевиче Соловьеве, уральском самородке. «Нам, кому дорога своя национальная культура, нет нужды бросаться в иные земли, – говорит Соловьев. Как это близко взглядам Чистякова! – Рядом нужно искать! Нужно то, что близко сердцу, дорого нашей славной Родине, это самое важное!».

И довольно неожиданное наблюдение писателя Анисова: «Любая тема, будь она и «сверхсовременная», требует как постижения, так и… поэзии! Это очень важно, поскольку поэзия – родная сестра живописи! Каждая стихотворная строчка изначально навевает и краски, и настроение, и ощущение единства пространства. И великую гармонию мира!

Потому стараюсь привить студентам любовь к русской поэзии, хочу, чтобы читали и нашу классику, и зарубежную, пожалуйста! Главное – выносить оттуда тот самый трепет, без которого нет художника! А поэт, он нервом чувствует время, потому так близок художнику.

Художник, бессребреник по сути своей, конъюнктура меняет только какие-то внешние, второстепенные для творца формы. А творец не должен угождать толпе… Бывает, художник тешит себя: «Сейчас в угоду кому-то, пусть и в противу своей души, подзаработаю на заказе, а уж потом-то, ух как возьмусь!». Не получится! Душа лукавства не приемлет. Если человек падает, вставать всегда сложно. А в творчестве, которое измен не терпит, тем более… Нужно оставаться со своим внутренним стержнем души, не взирая ни на что… А бедность художника – вещь неприятная, хотя и хрестоматийная. Но все проходит, как и слава в том числе. Быть чистым душой, не лгать, это главное…».

Родом из детства

Это ныне Василий Соловьев – почетный гражданин Уйского района, заслуженный художник России, награжденный высокими знаками отличия и государством, и православной церковью, и профессиональным сообществом, медалями: «За мастерство», «За служение искусству», «Золотым знаком Союза художников России», многими наградами губернатора и Законодательного собрания области.

А детство Васи Соловьева было не особо примечательным… Рос, как и все казачата, в селе (станице) Уйском. В меру бедокурил, как и все, уроки в школе прогуливал, в отличниках замечен не был. Для будущих его биографов – простор для художественных домыслов! Главное в том, что юный Соловьев не на картинках, а воочию познал, прочувствовал всю красоту и скрытую мощь русской природы, этого уголка Урала.

Конечно, на счастье и с учителями живописи мальцу повезло. Еще второклассником пришел Василий в сельский клуб в кружок к достойному художнику Александру Николаевичу Демину. Его в Уйском помнят многие до сих пор. Так «нерадивый ученик» стал превращаться в художественный талант.

Точнее, Демин сумел разбудить в Соловьеве спавший талант живописца и философа. Ау! Где вы, современные демины, педагоги-подвижники, бессребреники русской глубинки?! Кто, кроме вас, способен таланты в шустрых пареньках выискивать и шлифовать?

Неудивительно, что уйчане узнают на полотнах маэстро Соловьева очень много знакомых мест, а остальные увидят и почувствуют просто родную Русь. Никак не приукрашенную, по-скоморошьи на западный манер не обряженную…

Ещё и житье в Бредах Василию помогло немало. Здесь он уже страстно увлекся искусством живописи. И с мудрым наставником опять повезло, учителем рисования Алексеем Андреевичем Инякиным.

Какая там еще школа и уроки: с утренней зорьки дотемна вместе с другом Колькой Борисовым – на этюдах! В итоге – первая в истории Брединского района персональная выставка художника-подростка в местном ДК. Сотня работ, не «шухры-мухры». Тогда он получил своеобразный «приз» зрительских симпатий: несколько работ с выставки украли благодарные зрители! О той выставке написал в районной газете «Путь Ильича» начинающий репортер Михаил Фонотов, будущий знаменитый журналист и писатель.

«Уйская сторонушка, как ты дорога!»

Немалую часть своей души передал юному тогда Соловьеву ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Уйского района, организатор народного хора «Колос» Петр Петрович Халезин.

Впрочем, не только он, сама уйская земля, богатая русскими традициями подпитывала, да и сегодня подпитывает давно уже состоявшегося, познавшего славу художника. Летом Соловьева в Челябинске искать даже не пытайтесь! Не трудно угадать дислокацию маэстро. Уж, конечно, не какая-то Ницца, либо Берег Слоновой Кости! Масловка! Точнее говоря, село Маслово Уйского района.

Там когда-то Василий Николаевич заприметил и купил старый дом, давно превращенный в мастерскую художника, а древний высоченный амбар, сложенный из дикого камня-плитняка, играет в творчестве роль заметную. Как один из источников вдохновения и философских раздумий. Для Василия это «стена радости», она ему «позирует» перед началом работы на глубокие темы, она помогает ему «расписаться», как говорят художники. У него даже есть своя потаенная примета: пока не сделаешь хотя бы этюд-подмалевку этой вековой стены – никакая работа дальше удачной не будет!

Вот и сейчас, закончив преподавание в Художественном училище и Институте искусств, художник Соловьев работает кистью на родных просторах. Заодно и местных ребятишек к искусству приобщает собственным примером. Однажды был презабавный случай. Расставил художник свой этюдник на берегу реки Уй, а его обставили вокруг зачарованные мужики. Дескать, что за такую хитрую браконьерскую снасть на рыбу заезжий горожанин придумал?!

Село Маслово интересно еще и тем, что с полвека назад на чердаке одного из домов была обнаружена целая связка писем, написанных Владимиром Лениным. Коренной житель Масловки, народный академик Петр Маслов в свое время учился в Казанском университете в одной группе с Володей Ульяновым, что позволяло ему и много лет спустя по-свойски критиковать того за ошибки, вступать в полемику по вопросам экономики с самим вождем революции! Причем полемика была порой нелицеприятной, но ничего Маслову за такое вольнодумство не «припаяли»! Вот и у Василия Николаевича есть в характере подобная смелость убеждений!

Этот заповедный уголок земли уральской достаточно известен в среде художников. И не только тем, что здесь находится «штаб-квартира» Василия Соловьева, а знаменитыми выездными пленэрами для коллег со всей страны, которые не раз проводил Соловьев своими силами в этих благодатных краях! В результате остались сотни работ и эскизов, рожденных на земле Уйской!

Вопреки деградансу

«Раньше культивировался декаданс, сегодня, увы, деграданс!», – так считает Соловьев. То, что должно двигать художником, а именно – высота духа, любовь к отчему краю – у многих сегодня претерпели мутацию! И превратились в вещи противоположные! А жить, это значит любить, прежде всего Родину, природу, человека, искусство, живопись, поэзию… И никаких вымудренных на пустом месте «черных квадратов» нам не нужно. Мой друг, писатель и поэт Ким Макаров, прекрасно это выразил в таких своих строчках. Они касаются поэта, но точно так же и любого творческого человека:

Поэт идет своей дорогой

Сквозь дождь и вьюги – напрямик.

И перед ним лишь образ Бога

И Родины пречистый лик.

Александр Чуносов, фото автора