Перед нами стояла задача - увидеть, понять и рассказать о современных технологиях, о сложном пути, который проходят природный газ и нефть, прежде чем попасть в наши дома и производства. Мы смогли своими глазами увидеть нефтяные и газовые промыслы компании «Новатэк», где добывается голубое топливо, пожить вместе с нефтяниками и газовиками в вахтовом поселке и даже познакомиться с коренным населением.

ПАО «Новатэк» является одним из крупнейших независимых производителей природного газа в России. Компания занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией природного газа и жидких углеводородов и имеет более чем двадцатилетний опыт работы в российской нефтегазовой отрасли. Основной газовый партнер Челябинской области.

Наш самолет приземлился в газовой столице России – Новом Уренгое, еще 200 км на машинах – и мы в небольшом городке с замысловатым названием Тарко-Сале (в переводе с ненецкого «слияние двух рек») с населением чуть больше 20 000 человек. Этот северный город нанесен на все авиационные карты мира, потому что все самолеты, летящие из Европы в Азию, пролетают над Тарко-Сале!

Дальше была дорога в поселок Пионерный, где проживают рабочие «Новатэк-Таркосаленефтегаза». Допуск на территорию там по самым строгим правилам и спецпропускам, которые нам выдали строго на три дня.

На таркосалинских месторождениях добывают почти все основные виды углеводородов: газ, газовый конденсат, нефть и попутный нефтяной газ. Мы побывали в цехах по добыче газа и газового конденсата, куда направляют сырье с нескольких десятков скважин, глубиной два-три километра. В процессе низкотемпературной сепарации на трубах образуется ледяная корка, которая сильно напоминает пещерные сталактиты и выглядит очень фотогенично.

Восточно-Таркосалинское месторождение – самое «разбуренное» в портфеле «Новатэка». Добыча нефти на месторождении ведется с 1994 года, добыча газа – с 1998-го, добыча конденсата – с 2001-го. Газ сюда приходит с пяти месторождений: Северо-Ханчейского, Термокарстового (ЗАО «Тернефтегаз»). Восточно-Таркосалинского, Ханчейского, Хадырьяхинского (АО «Сибнефтегаз»). С этого промысла газ идет по магистральному газопроводу длиной 1700 км к нам, в Челябинскую область. Здесь находятся очень мощные дожимные компрессорные станции (ДКС), которые служат для повышения давления газа, чтобы его можно было впоследствии транспортировать в Единую систему газоснабжения ПАО «Газпром». Никак мы не ожидали увидеть здесь авиационные двигатели от Ил-76, а ведь именно их используют для ДКС. Вид такой мощи потрясает и удивляет. Да и цена двигателя с завода «Пермские моторы» достойна удивления – 120 миллионов рублей.

Совсем недавнее нововведение на промыслах – трехколесные велосипеды, на которых рабочие перевозят тяжелые инструменты на большие расстояния. Взрослые и серьезные нефтяники на велосипедах выглядят немного даже забавно, но это очень облегчает их труд и повышает мобильность. Да и настроение, думаю, тоже повышает. Ну, по крайней мере все, кого мы встретили на велосипедах на территориях месторождений – улыбались! И стоит отметить, что все начальники цехов, которые сопровождали нас, невероятно обаятельные и влюбленные в свое дело люди. Многие, придя в эту отрасль со студенческой скамьи, остаются здесь надолго, нефтяники из других регионов переезжают вместе с семьями покорять северный край. Рассказывают, что если полгода прожил на Севере и не сдался, то уже не уедешь отсюда никогда. Суровый край влюбляет в себя и не отпускает.

Оказывается, есть площадки по добыче нефти, где производство налажено без участия человека. Освоение таких месторождений реализовано по принципу безлюдных технологий, управление процессами осуществляется дистанционно, а электроэнергией объект обеспечивают ветрогенераторы и солнечные батареи.

На площадках системы измерения контроля и качества нефти лаборанты познакомили нас с процессами анализа нефти, там то мы ее и увидели воочию, смогли полюбоваться и даже понюхать легендарное черное золото. Здесь происходит постоянный контроль качества подготовленного углеводородного сырья: нефти, газа, газового конденсата на его соответствие стандартам и техническим условиям. После тщательных анализов и тестов нефть по трубопроводу «Транснефти» направляется к потребителям по всей России и за рубеж.

На Ханчейское месторождение Пуровского района мы добирались по воздуху, на вертолете Ми-8. Летом иначе нельзя, есть только зимник в течение пяти месяцев. Пейзажи северные необыкновенные, с особой, неизбитой красотой. Мы не могли налюбоваться видами, прилипнув к иллюминаторам. Лесотундра такая яркая, такое разноцветье – белый, зеленый, коричневый, ярко-синий… Это потрясающе! С нами в вертолете до своего стойбища летел оленевод с сыном. Было интересно наблюдать, как ненецкие ребятишки бросились встречать винтокрылую машину с Большой земли и радовались большим коробкам и мешкам, выгружаемым с вертолета. Как же хотелось выйти и познакомиться с жизнью коренного народа поближе, остаться хоть ненадолго, заглянуть в чум и, конечно же, заполучить редкие кадры жизни удивительного народа вдали от цивилизации. И еще увидеть и погладить настоящего северного оленя с огромными грустными глазами. Но оставалось довольствоваться только фотосъемкой из иллюминатора вертолета, так как у нас был строгий лимит по времени. Это было самое большое и единственное мое огорчение во всей этой удивительной поездке.

В этнографическом парке «Северный очаг» ассоциации «Ямал - потомкам» города Тарко-Сале журналисты с Южного Урала смогли пообщаться с представителями лесных ненцев. Живут они сейчас в городе, но о быте своего народа поведали много интересного, пели песни, танцевали, учили играть в национальные игры. Нам рассказали, что лесные ненцы более миролюбивые, чем тундровые.

Финальной точкой нашего пресс-тура стала пресс-конференция с генеральным директором «Новатэк-Таркосаленефтегаз» Вилем Фахретдиновым в уютном зимнем саду офиса компании. Журналисты получили подробные ответы на свои многочисленные вопросы, которые касались социальной политики компании, программ для молодых специалистов, сотрудничества с коренным населением.

«Самое ценное в компании – это люди!» – именно эти слова Виль Камильевич считает главным «секретом» фирмы. И общаясь с сотрудниками компании, мы смогли убедиться, что это не просто слова.

Наталья Вольвач, фото автора