Председатель правления Анатолий Костюк рассказал, как челябинским художникам удается заниматься творчеством в непростые для искусства времена.

Скрепить союз

– В 2010 году вы возглавили региональное отделение Союза художников России, организацию с многолетней историей. Не было страха перед новой миссией?

– Если честно, было страшно. Когда моя кандидатура выдвигалась, я и не представлял, что буду председателем. Но обстоятельства так сложились, что меня избрали. Сначала было тяжело вникать в ситуацию, разбираться с накопившимся ворохом проблем, но ничего – удалось многое сделать, отладить. Я отработал свой первый срок - пять лет, и был переизбран вновь.

Действительно, наша организация существует давно, с 1936 года, а указ о нашем основании был подписан 7 января, в Рождество. Случайное совпадение, но для нас оно символично. На данный момент в нашей организации 130 членов союза – представлен весь творческий диапазон, начиная от живописцев и графиков, и заканчивая художниками по батику и ювелирами.

– Принято вспоминать о «наследстве», которое оставляет предыдущее руководство. Каким оно было? По большей части положительное или…

– В работе каждого руководителя, каждой команды есть свои плюсы и достижения, есть свои промахи и ошибки. Так было и с нашим творческим союзом, когда я его возглавил. Одной из главных проблем был раздрай внутри организации. К счастью, мне удалось сохранить ее цельность, ведь на то мы и союз.

Конечно, были и хозяйственные вопросы, и финансовые, но все это связано с тем, что мы общественная организация, не коммерческая и не бюджетная. К сожалению, на сегодняшний день государство не имеет законных рычагов, с помощью которых можно было бы нас регулярно и стабильно поддерживать. Хотя сейчас появилось много государственных грантов; как общественной творческой организации уже несколько лет нам выделяются субсидии. Это, может быть, не такие большие деньги, но определенно хорошая поддержка конкретных проектов и мероприятий.

– Большой плюс в том, что вам не нужно каждый раз искать площадку – она у вас есть.

– Да. Слава Богу, что за время лихих 90-х мы не потеряли свою собственность, в частности, Выставочный зал и творческие мастерские. Правда, что касается выставочного зала, мы сейчас лишены возможности выставляться, как раньше, на двух этажах, так как в 90-е годы были вынуждены большую часть помещения сдать в аренду, чтобы как-то содержать это здание, нашу собственность.

– Можно ли сказать, что современный художник вынужден не жить, а выживать?

– Люди творческие во многом зависят от общественных настроений, востребованности. Эта востребованность, с одной стороны, есть и никогда не пропадала совсем, но развивается волнообразно и последние десятилетия – не лучшие.

Кроме того, есть много принципиальных вопросов, которые должны решаться на высшем уровне. Например, нужен закон о культуре, который по разным причинам до сих пор не принят. Мы, художники, ждем от него многого. Нам важны несколько моментов, в частности, чтобы был сформулирован статус творческой мастерской.

Сейчас, в отсутствии закона, из художника делают коммерсанта, а на самом деле это другая специфика. Оплата мастерских, расценки на их содержание – все это достаточно тяжело «поднимать» художнику, тем более что продажи картин, даже если они есть, это все-таки капля в море. Но мы, люди творческие, имеем надежду и желание работать и быть полезными обществу. Это помогает жить и продвигать какие-то новые проекты.

Постоянный прогресс

– Давайте остановимся на этих проектах. Как я понимаю, у вас готовится что-то интересное?

– Ближайший масштабный проект, который в Челябинске уже был представлен лет 10 назад и возвращается сюда вновь, – это межрегиональная выставка «Большой Урал». Вообще она проходит раз в пять лет по линии Союза художников России, как правило, в разных крупных городах региона. В предпоследний раз проводилась в Тюмени. Сейчас снова в Челябинске.

На нашей площадке соберутся представители девяти городов Уральского федерального округа: Салехарда, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, Тюмени, Кургана, Магнитогорска, Златоуста, Орска, Челябинска, к ним присоединится Уфа. Также у нас запланировано два проекта к саммитам ШОС и БРИКС. Мы их предварительно обсуждали и в министерстве культуры, и в правительстве Челябинской области, и эти проекты вызвали интерес. Надеюсь, что они буду реализованы.

Во-первых, мы хотим сделать выставку в Челябинске «Урал – Сибирь – Дальний Восток», тем самым охватив 3/4 страны; во-вторых, есть идея организовать выставку или несколько выставок с участием художников из стран ШОС и БРИКС, включая и ближнее, и дальнее зарубежье.

– Сотрудничаете ли вы с другими организациями или предпочитаете все делать сами?

– Союз художников сотрудничает со многими организациями, не только творческими. Например, в правительстве Челябинской области, в городской администрации регулярно проходят выставки челябинских художников. Последние несколько лет мы активно сотрудничаем с движением «За возрождение Урала» и в прошлом году реализовали большой проект с участием детей-сирот.

Уверен, что и дальше будем продолжать совместную работу с ЗВУ. Наши художники и в частном порядке, и целенаправленно, от имени организации, регулярно участвуют в выставках, которые проходят в других городах (например, не так давно была большая обменная выставка с Уфой). Несколько лет назад к нам приезжал Зураб Церетели, и мы делали большую выставку совместно с Музеем искусств.

– Расскажите, как отбираются работы на ту или иную выставку, по каким критериям?

– У нас есть две категории выставок: общие проекты, совместно реализуемые группой единомышленников, и авторские проекты, где один куратор под свою идею приглашает конкретных художников с конкретными работами.

Что касается общих больших выставок, работы туда отбираются через так называемый выставочный комитет. Каждый автор представляет ряд работ, какие он хотел бы показать, и компетентное жюри голосованием отбирает работы для конкретной выставки. Конечно, здесь может присутствовать момент субъективности в оценке, но все-таки не нужно забывать, что работу ведут профессионалы со своим творческим опытом. Это творческое чутье, которое основывается на четких критериях, начиная с красоты и выразительности композиции до каких-то формальных качеств самой живописи.

«Заманить» молодежь

– Одна из больших проблем организаций, которые существуют давно, ­– отсутствие свежих сил. Как у вас обстоят дела с талантливой молодежью?

– В определенной степени проблема есть, и сейчас она несколько обострилась. Талантливая молодежь есть везде, и в Челябинске в том числе, но многие едут учиться в Москву и Питер, и подавляющее большинство пытается там остаться, и это понятно.

Если в советское время государство по своим соображениям «заманивало» талантливую молодежь в регионы, предоставляя мастерские и жилье, сейчас этого нет. А для художника это самое важное: угол для жизни и угол для творчества. Сейчас такой полномасштабной поддержки нет, поэтому молодежь и уезжает в большие города или же за рубеж.

– Получается, есть проблемы с обновлением состава вашего Союза?

– Нет, как бы там ни было, каждый год несколько человек вступает в нашу организацию. Не скажу, что это только молодежь, так как для нас главное, чтобы был соответствующий уровень творчества, а возраст значения не имеет. По поводу вступления: у нас достаточно сложный, но демократичный процесс. Идет отбор в два этапа. Сначала кандидат показывает свои работы нам, мы оцениваем их здесь, и если все хорошо, то документы отправляются в Москву, и уже там принимается решение.

– Каким бы вам хотелось видеть Челябинск в будущем?

 – Видно, что Челябинск пытается избавиться от имиджа промышленного центра и сдвинуть акцент на культурную составляющую. Я бы хотел, чтобы это удалось реализовать как можно ярче, чтобы мы могли бы конкурировать с Екатеринбургом, чтобы события в области культуры и искусства становились масштабней. Ну и, конечно, чтобы сам город становится ярче, интересней.

К сожалению, зачастую, многое, на мой взгляд, делается сумбурно, и в строительстве, и в облагораживании города. А нужно, чтобы город пришел к какому-то единому знаменателю. В искусстве есть понятие – цельность. Когда все элементы произведения подчинены чему-то главному. И эта цельность всегда стоит на первом месте в понятии красоты. Хотелось бы, чтобы Челябинск выглядел более цельно. Возможно, в преддверии саммитов ШОС и БРИКС что-то изменится в лучшую сторону.

Наша справка: Костюк Анатолий Владимирович родился в 1971 году в городе Кемерово.

В 1991 году с отличием окончил Кемеровское художественное училище. В 1997 году окончил Красноярский государственный художественный институт по специальности «художник-график».

С 1997 года преподаёт специальные дисциплины в Челябинском художественном училище, отмечен грамотами и благодарностями в области художественного образования.

Участник городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставок.

Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО – с 2002 года.

С 2010 года по настоящее время – председатель Челябинского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».

Работы Анатолия Костюка находятся в собрании Челябинского государственного областного музея искусств, в частных коллекциях в России и за рубежом.

За активную общественную и творческую деятельность награжден: дипломом ВТОО «Союз художников России» (2008), серебряной медалью ВТОО «Союз художников России» (2014.), благодарностью Российской Академии художеств (2011).

Фото Людмилы Ковалевой