Это, действительно, очень необычный музей. Сюда дети ведут своих родителей, а не наоборот, как часто бывает. Энтузиастами был по крупицам собран уникальный исторический материал. Но собрать – это лишь начало. Нужно уметь все это подать, да так, чтобы у любого человека, живущего здесь, екнуло внутри: «В каком прекрасном месте я живу!». Музей в Увелке молодой – в этом году отметил свое «совершеннолетие». Зоя Овчинникова работает здесь с самого открытия. А в 2003 году стала его директором. Зою Александровну уважают в районе. За умение создать нужную атмосферу, огромный культурный кругозор и деликатное отношение к людям. С 2011 года Зоя Овчинникова возглавляет молодежное отделение движения «За возрождение Урала».

«Где родился, там пригодился»

– Зоя Александровна, два слова о себе – где вы родились и выросли, ваше образование, как вы выбирали жизненный путь.

– Родилась и выросла я в Увельском районе. С детства увлекалась историей. В последних классах школы твердо решила, что хочу стать преподавателем истории. Это были уже 90-е годы, многие, ранее замалчиваемые факты стали известны, да и сама история вершилась ежедневно буквально на глазах. Наш учитель истории не заставлял нас зубрить старые учебники, но учил наблюдать и анализировать. Мне это было очень интересно! После школы я подала документы в педуниверситет, но не добрала баллов, зато легко поступила на специальность «музейное дело» в институт культуры. Лекции нам читали преподаватели ведущих челябинских вузов, мы получили всестороннее образование. В 2001 году я получила диплом тогда уже Челябинской государственной академии культуры и искусств по специальности «музеевед-историк».

– И вы вернулись к себе в район, где даже музея не было?

– Да, тогда еще не было. Но я – патриот своей малой родины,в Челябинске оставаться ну никак не хотела. «Где родился, там пригодился» – мой принцип. Кстати, через призму профессии узнала очень много нового о своем районе. В этом мне помог мой учитель по жизни и наставник в профессии Михаил Александрович Тренин. Он был выдающимся краеведом и безумно влюбленным в свой район человеком. Михаил Александрович – автор нескольких книг о районе, в том числе пятитомного издания «Край Увельский – Отчизны частица» и двухтомной энциклопедии Увельского района. Когда возглавлявшим в тот момент район Анатолием Григорьевичем Литовченко было принято решение о создании у нас своего музея, не было вопроса, кто возглавит новое учреждение культуры. А я стала помощником Михаила Александровича. Мы работали с ним стол в стол. И это было счастливое время.

– Когда это случилось?

– Музей появился в 2000 году, к 55-летию Победы. Меня пригласили на работу в день моего рождения, 10 февраля. Теперь, после ухода Михаила Александровича, я продолжаю воплощать многие его идеи.

Музей – душа любого места

– Зоя Александровна, позвольте задать глупый вопрос: а для чего нужен музей?

– Музей – душа любого места. С него все начинается, ибо это культура и история. Ни с въездного знака, ни со здания администрации. У меня, конечно, профессиональный интерес, но знакомство с любым городом или районом для меня начинается именно с музея. Если не попаду туда – путешествие прошло зря.

– То есть вы, образно говоря, коллекционируете музеи.

– В каком-то смысле. Вот, например, у нас, на Южном Урале есть интересные «молодые» музеи. Благодаря Петру Ивановичу Сумину, который построил новый областной краеведческий музей в Челябинске,в каждом городе и районе всколыхнулось музейного движение. И это очень хорошо. Роль музея в воспитании любви к малой родине трудно переоценить. Кстати, воспитывать подрастающее поколение надо начинать не со школы, а еще раньше. Мы приглашаем к себе в музей ребятишек, начиная с пяти лет.

– Дети в таком возрасте способны воспринимать музейную информацию?

– Способны! Музейщик должен чувствовать аудиторию. Я могу провести экскурсию на полтора часа, на полчаса, а могу за 15 минут! Если ее не просто рассказывать и ходить от витрины к витрине, а, допустим, «подкрепить» документальным фильмом. Михаил Александрович Тренин передал свои видеоматериалы о районе, снятые на пленку еще в 70-е годы. Потрясающий эффект!

– Чем вы лично гордитесь больше всего?

– Не могу спокойно пройти мимо детсада или школы – встречные люди через одного здороваются. Я слышу краем уха, как ребенок говорит маме: «А вот эта тетенька работает в музее». И начинает рассказывать, что он там видел. Раньше родители водили детей в музеи. А в Увельском районе наоборот – дети тянут своих родителей: «Мама, пойдем в музей! Мы там были, я тебе такое покажу!». Знакомые мамы мне говорят: «Ты что им такое показала, что они пришли вот с такими глазами!».

– И что же?

– Ну вот пример. Мы третий год проводим встречи к дню рождения Петра Ивановича Сумина. Он был у нас в районе много раз, и, как мне кажется, по-особому к нам относился. В дни его памяти мы показываем фильм о нем. Созданный, кстати, у нас в районе. Дети семи-восьми лет сидели притихшие. Одна мама на следующий день рассказывает, что ребенок пришел домой и говорит: «Так жалко этого дедушку, что он уже умер. Он такой хороший!». Или вот мы проводили встречи с ветеранами войны, еще при Михаиле Александровиче. Дети не просто слушают или разглядывают медали, они стихи готовят, выступают. Получается диалог, вовлечение, ответная реакция. Почему это важно? Для ребят музей становится больше, чем застывшая история. Их сюда тянет, они приводят своих друзей и своих гостей. Вот недавно одна девочка-третьеклассница пришла, была у нас со школьной экскурсией. Говорит: приехали родственники издалека, хочет подарить им книги об Увельском районе. У нас бывают иностранцы. Одна жительница района привела своих родственников, приехали из Германии. Когда подошли к витрине с продукцией под маркой «Увелка», они буквально воскликнули: «У нас это продается в супермаркете!». То же самое подтвердил и студент из Норвегии, который приезжал сюда в гости к другу.

Читая герб района

– Если бы вас попросили за минуту рассказать главное об Увельском районе, как бы вы это сделали?

– Показала бы наш герб. Я о нем так рассказываю детям: как у вас есть свидетельство о рождении, так и у каждого города и района есть свои символы.

– У Увельского района - интересный герб, на нем, например, изображен олень!

– Он символизирует спокойствие и мирную жизнь, благородство. Кроме того, эта фигура указывает на целебные силы природы. У нас шесть памятников природы – Жемерякский карстовый лог, озера Подборное, Горькое и Пахомово, Кичигинский бор, Дуванкульский (он же Хомутининский) бор. У нас водятся косули, лоси. Золотые колосья на гербе – знак развитого сельского хозяйства. Как изначально местные выращивали здесь пшеницу, так и теперь, а перерабатывает ее в муку и крупы компания «Увелка».

Золотой холм и «камни» на нем – знак богатства недр, а шашка – указание на историю освоения края и роль казачества в основании поселений района. Многие думают, что мы – сельскохозяйственный район. Это не совсем так, у нас добывают песок и глину, необходимые в строительстве и металлургии.

Еще наш район географически удачно расположен. Здесь проходит трасса М-36 и железнодорожная ветка – спасибо Николаю Георгиевичу Гарину-Михайловскому, он здесь бывал и проектировал дорогу, а в 1912 году здесь прошел первый поезд.

– Герб – это прямо конспект истории района!

– Именно! Но, представляя наш Увельский район, я непременно скажу: главное наше богатство – все-таки люди.

Увельчанин, южноуралец, россиянин

– У вас работа, семья. Почему вы занялись еще и общественной деятельностью?

– Как-то естественно это получилось. Сначала меня пригласили поработать председателем избирательной комиссии, затем секретарем территориальной избирательной комиссии района. Я справилась, мне было интересно. Я узнала еще больше людей, и меня узнали. Общественная работа помогает и основной. А затем мне предложили возглавить молодежное отделение движения «За возрождение Урала» в районе. Причем до этого наш музей стал коллективным участником ЗВУ. Я была искренне рада, поскольку очень уважаю Петра Ивановича Сумина, и мы можем помогать Борису Александровичу Дубровскому, который разделяет наши ценности. Ну и молодежь у нас очень активная, приятно работать.

– Какова, на ваш взгляд, основная задача нашего движения на сегодняшний день?

– Вот был «народный губернатор» Сумин. Он родом из такой же сельской глубинки. Благодаря характеру и воле Петра Ивановича, и тому, что он не потерял живой связи с людьми, мы вместе пережили страшные 90-е годы, не растеряли, а потом и преумножили потенциал нашего региона. Так вот, молодежь должна осознавать, что мы пришли не на пустое место, что очень многое было сделано до нас. И на нас лежит ответственность сохранить то, что было, а задача – выйти в лидеры. У Южного Урала колоссальный потенциал. Мы должны дорожить нашим статусом и крепить престиж области. ЗВУ – уникальное общественное объединение. Кажется, таких больше нет в стране. При Сумине люди разных убеждений объединились ради общего дела. И сегодня это актуально не меньше. И на мой взгляд, задача ЗВУ состоит в том, чтобы сформулировать новые смыслы. Для чего мы вместе, для чего работаем и почему мы должны любить наш край.

– В чем залог доверия общественному деятелю, политику?

– Важна искренность человека. Слова должны совпадать с его действиями. И в быту, и в общественной работе, и в политике я оцениваю людей по их поступкам.

– Может ли обычный человек что-то сделать для улучшения жизни своего города или района?

– Ой, да конечно! Начать можно с малого, было бы желание! Большинство людей в нашем районе живет в частных подворьях. У каждого палисадник, но у некоторых трава выше забора и строительный мусор лежит годами. Наведите элементарный порядок! От этого зависит, как выглядит лицо твоего поселка. Один приберется, второй, а третьему уже будет неудобно на их фоне быть неряхой. Опрятность не требует больших денег или каких-то властных решений.

– Есть ли у вас мечта?

– Конечно! Я за патриотизм, но не искусственный, напускной. Сделать жизнь лучше нам зачастую мешает какая-то лень. И возвышение чужого. Я знаю: лучше моей Увелки места нет на Земле. Мне бы хотелось, чтобы мои земляки гордо несли звание – увельчанин, южноуралец, россиянин. Чтобы люди гордились своей Родиной, начиная с малой, потом нашей общей, большой Россией. Так прочнее. Я считаю, надо изучать свой край, и детям показать это богатство. У нас так много истории, так много мест, где хорошо и телу, и душе.

Моя мечта, чтобы выучившись и увидев мир, наши ребята возвращались. Чтобы было кому вершить в будущем историю нашего района.

Фото Светланы Панасик