15 апреля стали известны имена лауреатов самой престижной российской театральной премии «Золотая маска». В числе номинантов была одна работа, сделанная на Южном Урале, – спектакль «Шёлк» Театра современного танца в постановке итальянского хореографа Риккардо Бускарини. Увы, его соперники по номинации оказались удачливее. Но челябинцев среди лауреатов нынешней «Золотой маски» мы все же нашли. Это актриса, певица и театральный художник Юлия Михеева и оперная дива Надежда Бабинцева.

Куклы и чудеса

Юлия Михеева родилась в Геленджике в 1974 году, но через полгода родители привезли ее в Челябинск. Здесь она сформировалась как творческая личность. С детства писала стихи и пела. В 14 лет Юлия стала лауреатом Ильменского фестиваля. А спустя два года повторила свой успех. Затем успешно выступала на Грушинском фестивале авторской песни, во Всероссийском конкурсе «Поют артисты России», на фестивале актерской песни имени А. Миронова. И везде становилась лауреатом. У Юлии вышла книга стихов, а позже, в 2005 году – музыкальный альбом, продюсером которого стал Андрей Макаревич. Переехав в Москву (там ее муж получил работу), она пришла работать в Театр Елены Камбуровой.

Казалось бы, вот она карьера! Однако параллельно песенному творчеству талантливая девушка еще в Челябинске стала известной как актриса и, главное, - сценограф театра «Манекен».

«Золотую маску» она получила именно в этой ипостаси. Вместе с выдающимся театральным художником Ефимом Капелюшем Юлия оформила спектакль «Снегурочка» режиссера Евгения Ибрагимова в Костромском театре кукол.

«Эта работа проходит по ведомству театра кукол, но ее вполне можно было бы назвать спектаклем-бродилкой: зрители смотрят его стоя, переходя за артистами от одной площадки к другой. В одном зале звучат фольклорные заклички, и луч фонарика выхватывает из темноты крошечные фигурки – оживающий макет языческого шествия встречи весны; в другом вступают в действие артисты – они рассказывают историю любви и погибели Снегурочки языком физического театра, современного танца и пластических этюдов. Поэтичная и страшная пьеса Островского, которая и так имеет мало общего с поселившейся в массовом сознании сказкой, здесь начинает звучать как ритуальная трагедия», - пишет эксперт «Золотой маски» Екатерина Рябова.

– У спектакля есть подзаголовок «Путешествие в иную реальность», – рассказала нам Юлия Михеева. – Это метафорический, поэтический театр, который затягивает в себя. Зрители не сидят на месте, события разворачиваются то перед ними, то позади них. Они как будто погружаются в сновидение.

Кстати, работать над спектаклем Юлию Михееву пригласил еще один наш земляк – известный бард и композитор Николай Якимов, который придумал музыку к «Снегурочке» вместе со своим девятилетним сыном Семеном.

Если Ефим Капелюш проходит как автор сценографии, то Юлия Михеева ответственна, как следует из аннотации к спектаклю, за «куклы и чудеса».

«Куклы, придуманные Юлией Михеевой, – знаки, символы, двойники. Некоторые статичны и безлики, другие реалистичны и подробны в своих движениях, но их никак нельзя назвать бытовыми», – пишет «Петербургский театральный журнал».

Но что такое чудеса?

– Привычное для меня в последнее время – видеопроекции, - продолжает Юлия. – Это сложно описать. Там нет экрана, это проекция на воздух, на дым. Мы хотели создать невещественное ощущение. Это ближе к светописи и голографическим эффектам.

Среди других работ Юлии Михеевой как театрального художника – сценография для спектаклей «Странный народ эти взрослые» в Ленкоме, «Алиса в Зазеркалье» в «Мастерской Петра Фоменко». А в Театре Елены Камбуровой недавно вышла ее сольная программа. Юлию также можно увидеть и услышать в «Каплях датского короля», а детский спектакль «Где-то за радугой» – ее полностью, от задумки до воплощения, здесь она и художник, и режиссер, и актриса.

Мы поинтересовались, насколько далек сегодня от нее Челябинск и не собирается ли Юлия выступить на Ильменском фестивале?

– Главное, что осталось в Челябинске, – много близких друзей. И хотя я далека сегодня от классической авторской песни, с удовольствием приехала бы на Ильменку, если б пригласили.

Кармен и Освенцим

Надежда Бабинцева получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль в опере» за исполнение партии немки Лизы, которая когда-то была ни много ни мало надзирательницей в Освенциме. Действие оперы «Пассажирка» начинается на корабле, плывущем из Европы в Бразилию, где героиня встречается с другой женщиной, полькой Мартой, бывшей когда-то заключенной концлагеря. На Лизу наваливаются воспоминания, а зритель видит страшные будни Освенцима.

Спектакль на музыку Мечислава Вайнберга по повести Зофьи Посмыш поставил в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета Тадеуш Штрассбергер, дирижер-постановщик – Оливер фон Дохнаньи, он также стал лауреатом «Золотой маски» как лучший дирижер.

Работая над «Пассажиркой» Надежда Бабинцева рассказывала:

«У меня в этом спектакле впервые однозначно отрицательная роль. Это сложно принять. Когда мы выходили с Вальтером на поклон в Перми, в нашу сторону никто даже не смотрел. Мы понимали, что вызвали у людей отторжение.

И вживаться в роль достаточно тяжело, все время «подкачиваешь» в себя злость. Но в чем-то я оправдываю свою героиню. Она не могла по-другому, не могла сопротивляться системе, она просто исправно делала свою работу. Думаю, каким бы ничтожеством не являлся человек, он всегда сумеет найти для своих поступков верные оправдания».

«Спектакль получился хороший, хотя и без интерпретационной тонкости, и стал важным номинантом, но не победителем. А вот партия Надежды Бабинцевой в «Пассажирке», принесшая ей долгожданную «Маску» за лучшую женскую роль, сделана вокально и актерски предельно убедительно, добавляя аккуратной режиссерской концепции человеческий и эстетический объем», – написал «Коммерсантъ» после конкурсного показа оперы в Москве.

А между тем Надежда начинала свой творческий путь в Челябинске, где и родилась в 1976 году. Здесь прошло ее детство и юность. Здесь же она окончила музыкальное училище по классу вокала у педагога Генриетты Денисовой. В 1999 году окончила Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (класс народного артиста России, профессора Н. Н. Голышева). С 1999 года – солистка Пермского академического театра оперы и балета. В 2001 году Надежда стала лауреатом Международного конкурса молодых вокалистов имени Глинки, председателем жюри которого была Ирина Архипова. И он проходил в Челябинске! Хотя Надежда заняла в табели третье место, но была признана «лучшим меццо-сопрано». А через полгода исполнила коронную для этого голоса партию Кармен из одноименной оперы Бизе. В 2004 году в интервью автору этих строк певица призналась, что перед исполнением Кармен в ней просыпается демонизм…

Кстати, интересно, что на концертах Челябинской филармонии выступает ее младшая сестра – Марьяна, и тоже обладательница меццо-сопрано!

С 2005 года Надежда Бабинцева – солистка Екатеринбургской оперы, где ее талант раскрылся в полной мере и обрел творческую зрелость, а теперь и высокое признание.

Фото Алексея Гольянова и из открытых источников