Профессор театральных подмостков

Будущий актер родился в 1957 году в Потсдаме в семье советского военнослужащего. Военная профессия отца подразумевала частую смену гарнизонов. Поэтому Дмитрий поменял за детские годы более десяти школ. В 1973 году поступил в Московский институт электронной техники.

Но тяга к театру, которым он увлекся в 1975 году (сначала как любитель), оказалась сильнее. Брусникин в 1978 году подал документы сразу в три театральных вуза Москвы: Щепкинское и Щукинское училища и школу-студию МХАТ. В итоге прошел конкурс везде, но остановил выбор на школе-студии, где курс набирал Олег Ефремов. Интересно отметить, что это был только второй набор Мастера.

Однокурсники Дмитрия - ныне известные актеры театра и кино: Александр Феклистов, Роман Козак, Вера Сотникова, Полина Медведева, Сергей Варчук…

После окончания вуза Дмитрий Брусникин преподает: сначала ассистент, затем – полноправный педагог. С 1993 года – мастер курса. Среди его учеников: Дарья Мороз, Екатерина Соломатина, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк, София Ануфриева.

Параллельно успешно развивается его театральная карьера. Он сыграл множество разноплановых ролей во МХАТе, начиная с весьма удавшегося образа Алексея Турбина в дипломном спектакле «Дни Турбиных». Брусникин-актер запомнился театральным зрителям в спектаклях, поставленных такими режиссерами как Олег Ефремов, Петр Штейн, Владимир Прудкин, Геннадий Ялович.

Быстро проявил себя как талантливый театральный режиссер, дебютировав в театре-студии «Человек» со спектаклем «В ожидании Годо» по С. Беккету. Театралы со стажем до сих пор вспоминают его постановки в Московском художественном театре имени А. П. Чехова «Платонов» (А. П. Чехов), «Плач в пригоршню» (В. П. Гуркин), «Гроза» (А. Н. Островский), «Он в Аргентине» (Л. С. Петрушевская).

Однако всенародное признание пришло к Дмитрию Владимировичу, когда он начал сниматься в кино и на телевидении. Роль князя Дмитрия Платоновича Шадурского (сериалы «Петербургские тайны» и «Развязка Петербургских тайн») сделала его буквально узнаваемым по всей стране.

В 2002 году Брусникин дебютировал в качестве режиссера сериала «Сыщики-2». Через два года режиссер снял сериал «Мур есть Мур» (три части). В 2005-м – мини-сериал «Самая красивая». В 2008 году в продолжении этого сериала Брусникин выступает уже в качестве актера. Два года назад на главном телеканале России с успехом прошел показ его нового сериала «Ищейка».

Всего в его личном активе - около полутора десятка режиссерских работ, более тридцати ролей в кино, четыре телеспектакля, четыре театральные постановки.

В 2006 году Брусникин получает ученое звание профессора. Вместе с Романом Козаком он выпустил несколько курсов актеров, многие из которых уже имеют громкие имена.

В 2009 году Дмитрий Владимирович удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Главное – раскрыть талант

В начале встречи Мастер определил своей главной задачей педагогическую деятельность.

– Моя задача, как педагога, - создать такие условия, при которых талант может полностью раскрыться. Если я не способен создать такие условия, то значит, либо проблема во мне, либо в отсутствии таланта. Увы, я не Господь Бог, а человек. Поэтому точно так же, как и другие, могу ошибаться в направлении развития дарования. Потому что создание атмосферы раскрытия таланта всегда зависит от обеих сторон процесса.

– Какое качество актера вы цените больше всего?

– Талант.

– Театр невозможен без критиков. Скажите, есть ли в «критическом цехе» человек, к которому вы относитесь с полным доверием и прислушиваетесь к нему?

– Честно скажу, пока нет. Но я о таком надежном человеке мечтаю. Критика вообще очень сложная, ответственная вещь. И у меня, впрочем, как и у многих моих коллег, сложились странные отношения с критикой. Да и с современными журналистами тоже.

Они зачастую выбирают себе кого-то одного в качестве объекта изучения и более не имеют широкого критического взгляда. И потом, большая часть критиков сейчас женщины. А это определенная психология, не в обиду будь сказано прекрасной половине человечества.

Раскольниковы нашего времени

– Мы со студентами два месяца изучали одно произведение Достоевского «Дневник писателя». Я очень хотел соединить этот опыт, который мы приобрели на вербатиме с Достоевским. И мы всем курсом поехали в Санкт-Петербург и собирали там документальный материал о сегодняшних Раскольниковых и Мармеладовых. Иногда возникало ощущение, что психотип Раскольникова успешно перескочил в нынешнее время.

Благодаря таким находкам зритель начинает слышать не только непонятный для себя Петербург позапрошлого века, но и нынешний город.

Мой учитель Олег Ефремов давал только одно определение театру: «Живой театр или не живой». Хотя сохранение и поиск живого в театре очень непростой путь.

Сейчас у меня есть театр, у которого нет стен и крыши. Дома, как мы его обычно понимаем, тоже нет. Но есть сам театр как таковой. Я убежден в этом. Он возник на базе курса, который я выпустил четыре года назад. Один из экзаменов этого курса по документальному театру, по вербатиму стал спектаклем, на который стало трудно попасть в Москве. В то время люди открыто шли на диалог, на разговор. Они открывались в беседах с моими студентами. Мы записали уникальный материал по человековедению, который казался мне круче любых тогдашних пьес. Сложился спектакль «Это тоже я. Вербатим», который до сих пор идет на сцене театра «Практика». В нем «брусникинцы» (как теперь иногда называют моих учеников) рассказывают истории реальных людей, которые они собрали из жизни, — на митингах, вокзалах, в школах, институтах, клубах, на улице и дома.

За четыре года у данного коллектива образовался репертуар. А резидентно мы «проживаем» на территории ТЦ «Практика».

Меня часто спрашивают, что нужно для создания театра. Я много думал об этом и теперь отвечаю: «Ничего для этого делать специально не нужно». Потому что убежден, что театр не возникает по воле какого-то одного человека. Даже самой яркой актерской личности. Поэтому так трудно ответить на следующий вопрос: имеет ли право один человек сделать для себя театр? Руководить театром – это да, должна личность! А вот сделать театр? Не думаю.

Я хочу, чтобы ученики, прошедшие курс у меня, стали свободными в жизни и в творчестве.

Наша справка

Вербатим (от лат. verbatimдословно), или документальный театр — вид театрального представления, получивший определенную популярность на рубеже XX—XXI веков. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актерами.

В нашей стране этот жанр впервые был использован в спектакле телевизионного политического театра «Почему убили Улофа Пальме?» (1987) драматургами Георгием Зубковым и Андреем Красильниковым. Первый русский вербатим-спектакль — «Угольный бассейн» кемеровского театра «Ложа».

Михаил Богуславский, фото Алексея Гольянова