В последнее время чаще стала возникать тема подготовки водителей в автошколах и сдачи экзаменов в ГИБДД. По слухам, грядут изменения – водителей, срок действия прав которых истекает, якобы могут заставить сдавать экзамены заново. Это при том, что, как поговаривают, очереди на сдачу экзаменов уже сейчас велики, а инспектора весьма суровы. Как обстоят дела на самом деле?

Мелкое сито

Врио замначальника УГИБДД ГУ МВД РФ по Челябинской области подполковник полиции Андрей Шабанов заверил, что острой проблемы с очередями на сдачу экзаменов сейчас нет. А грядущее сокращение личного состава ГИБДД в соответствии с указом Президента РФ, никак не затронет подразделения, оказывающие государственные услуги населению.

С другой стороны, по словам Андрея Шабанова, лишь половина кандидатов в водители категории «В» сдают экзамен с первого раза.

– Теоретическую часть экзамена успешно сдают 80-90 процентов кандидатов, – говорит он. – Далее на очереди автодром, его успешно проходят порядка 60-70 процентов будущих водителей. Труднее всего им дается город. Так и получается средняя цифра по области – 48 процентов. Это примерно соответствует аналогичному показателю в других регионах страны.

«Госуслуги» экономят время

Итак, человек не сумел сдать экзамены с первого раза. Что дальше? А дальше он приходит снова в соответствующее подразделение ГИБДД и записывается на новый экзамен. Андрей Шабанов подчеркивает, что с момента первого обращения у ГИБДД есть 30 дней, чтобы оказать гражданину госуслугу – принять экзамен, по категории «В», например. Кстати, записаться на экзамен можно и заочно – через портал «Госуслуги», говорят, это здорово экономит время: не нужно никуда ездить и стоять потом в очередях. (Это касается и получения, и обмена водительского удостоверения).

Но если с каждого экзамена половина кандидатов идет на второй круг, как ГИБДД удается сделать так, чтобы очереди не росли? Для этого придумали гибкую схему. «Двоечников» подгружают к основным группам сдающих экзамен, а кроме того – для них выделено два отдельных дня в неделю.

«Светлое прошлое»

Многие из несдавших экзамены сетуют на то, что раньше экзамены сдать было легче – видимо, старшие товарищи рассказали о временах Советского Союза.

Действительно, несколько лет назад регламент приема экзаменов стал жестче. Это и понятно: машин стало значительно больше, движение интенсивнее, что требует от водителей более серьезной подготовки. Андрей Шабанов обращает внимание еще на один важный аспект: если в советское время в автошколах готовили автолюбителей, то теперь человек, получая права категории «В», автоматически получает профессию.

– Раньше инспектор мог сделать вывод о готовности кандидата эмпирически, – говорит Андрей Шабанов. – Видит, что человек уверенно чувствует себя за рулем, соблюдает ПДД, значит, экзамен сдал. Теперь у нас есть нормативный документ – методика сдачи экзамена. Там четко прописано, какие именно элементы кандидат в водители должен выполнить.

Трудно, но можно

Действительно, в теоретическом экзамене раньше было 10 вопросов, потом 20 и можно было совершить две ошибки. Теперь же надо по сути ответить правильно на все вопросы. Если не сдал один вопрос из одного блока, дается дополнительные пять вопросов. Если не сдал два вопроса из разных тематических блоков, дается еще 10 вопросов. И все это на время. На автодроме методика тоже поменялась, раньше кандидаты сдавали только три упражнения, теперь их стало больше и появились временные ограничения. Городская часть экзамена изменилась не сильно, но и здесь появился временной фактор, правда, в обратную сторону: нужно побыть водителем не менее 30 минут. Есть и набор упражнений – их 14.

– Если человек подготовлен хорошо, эта задача ему по силам, – уверен Андрей Шабанов.

Не все из нас водители

– Конечно, бывают и «рекордсмены», которые сдают по несколько раз, – продолжает Андрей Шабанов. – Но их единицы.

Начальник отделения по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области майор полиции Рауль Жиянгулов вспомнил, как одна девушка сдавала экзамен на автодроме  девять раз (!).

А есть ли такие люди, которым просто, что называется, не дано водить машину? Андрей Шабанов не исключает такой вероятности, хотя совсем уж негодные водители, по его словам, отсекаются на стадии получения медсправки и приема в автошколу.

– Случается, что люди приходят пересдавать экзамен по несколько раз, и, мне кажется, просто пытаются взять упорством, вместо того чтобы проанализировать источник своих проблем, – говорит Рауль Жиянгулов. – А он всегда один – в недостаточной подготовке. Это вопрос как к самим кандидатам в водители, так и к автошколам. И уж точно у наших инспекторов нет никакой мотивации кого-то специально «заваливать». Разве что нагрузить себя дополнительной работой? Тем более с некоторых пор процесс приема экзаменов фиксируется на видео.

Видеорегистраторы очень помогают в случаях, когда возникают споры и жалобы на необъективность инспекторов.

– С введением обязательной видеорегистрации споров стало меньше, – говорит Андрей Шабанов. – В прошлом году один мужчина пожаловался, мы отнеслись к его словам со всей серьезностью, пошли ему навстречу и дали возможность пересдать экзамен, можно сказать, в идеальных условиях. На автодроме он направил машину прямо в забор, едва удалось избежать аварии…

Выбирая автошколу

Говоря о подготовке, нельзя не обойти вниманием роль автошкол. Управление ГИБДД по региону одно время систематически выкладывало на своем сайте что-то вроде рейтинга челябинских автошкол – по проценту сдавших экзамены в ГИБДД выпускников. К сожалению, сейчас такая информация временно недоступна, как нам сказали в областном управлении в связи с проводимой модернизацией интернет-портала.

Рауль Жиянгулов полагает, что главная беда автошкол – формальный подход к обучению. Воспитанию хорошего водителя уделяется недостаточно внимания. Андрей Шабанов сравнивает подготовку будущих водителей в некоторых автошколах с натаскиванием школьников на сдачу ЕГЭ. По его словам, в больших автошколах, как правило, больше порядка:

– У ДОСААФа или КАФСа транспорт весь свой. А небольшие автошколы пользуются услугами сторонних инструкторов с собственными автомобилями. Был свидетелем инцидента, когда директор одной крупной автошколы сделал инструктору замечание по поводу находящихся в багажнике личных вещей: «Эта машина для того, чтобы учить». Вроде, мелочь, ведь тот никуда не ездил по своим делам, но нет – важен сам подход.

Выбирая автошколу, клиенты, разумеется, смотрят, где дешевле. Однако часто люди оказываются перед необходимостью платить потом дополнительные деньги, например, за уроки автовождения. Но никуда уже не денешься. А раз такие автошколы позволяют себе, мягко говоря, схитрить в одном, то стоит ли ожидать от них честной работы в целом?

Предложение изучается

Еще одна тема, которая взволновала автолюбителей, – возможные изменения порядка выдачи новых водительских удостоверений взамен тех, чье действие истекло. Сейчас водители получают права сроком на десять лет, а затем меняют их на новые, для этого нужно предоставить медицинскую справку. Союз автошкол России предложил руководству ГИБДД рассмотреть возможность сдачи теоретического экзамена как условия получения новых прав. А медсправку предлагается заставить водителей возить с собой и предъявлять по первому требованию инспектора вместе с другими документами. Причем срок годности справки – всего один год, что, несомненно, создаст дополнительные хлопоты для водителей.

Представители Союза автошкол считают, что водители, которым сейчас надо менять права, получали их еще в то время, когда контроль за автошколами и качеством обучения будущих водителей был не таким строгим, как сейчас. Поэтому при обмене прав водителей надо проверять на знание актуальных правил дорожного движения.

Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев заявил газете «Известия», что считает проверку знаний ПДД при обмене удостоверения излишней. По его мнению, опытные водители и так знают правила и следуют им. А медицинское освидетельствование, по мнению Сергея Канаева, должны проходить только те, кто дважды допустил грубое нарушение (например, вождение в состоянии опьянения, проезд на красный свет, выезд на полосу встречного движения).

– Действительно, ПДД меняются у нас часто, иногда в год вносится по несколько изменений, – говорит Андрей Шабанов. – Но преждевременно говорить о каких-либо изменениях в порядке выдачи новых прав. Насколько мне известно, в ГИБДД лишь изучают эти предложения, учитывая и мнение другой стороны.

Фото Алексея Гольянова