Путин услышал Дубровского

Несколько принципиальных положений имеют прямое отношение к экологическим проблемам Челябинской области. Самое главное – это, пожалуй, поручение Владимира Путина внести в законодательство РФ изменения, направленные на снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Предусматривается, в том числе, разработка и утверждение порядка выполнения сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха. А в дальнейшем – их применение при нормировании выбросов загрязняющих веществ.

Включение данного тезиса в президентские поручения – в известном смысле политическая победа губернатора Челябинской области и лидера ЗВУ Бориса Дубровского. Столкнувшись с проблемой загрязнения воздуха в начале 2015 года, глава региона начал системную работу, итогом которой должно стать кардинальное улучшение воздушного бассейна в Челябинске и промышленных городах области. (Подробно мы описали эту работу и логику Дубровского в первом номере нашей газеты за этот год.) Любопытно, что идеи, сформулированные изначально в Челябинске, помогут всем крупным промышленным городам страны.

Сводный расчёт загрязнения

Итак, о чём идёт речь?Сводный расчёт загрязнения (СРЗ) атмосферного воздуха – этот тот самый сводный том ПДВ (предельно допустимых выбросов), рассчитанный для конкретного населённого пункта. В нём учитывается вклад всех существующих загрязнителей на данной территории – предприятий и автортранспорта. До сих пор существовала система, при которой отдельные предприятия получали разрешение на предельный уровень выбросов. На каком основании и как именно они рассчитывались – до конца неясно.

Парадокс был в том, что по отдельности заводы не превышали нормы выбросов, но совокупно дымили так, что, в частности, в Челябинске невозможно было дышать. Что подтверждалось и данными инструментального контроля: предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ превышали норму в несколько раз в селитебной, то есть жилой зоне. Особенно плохо становилось в периоды НМУ. При этом формально никто не нарушал закон.

Запрограммированный смог

Сводный расчёт загрязнения – это большая научно-исследовательская работа. Она позволяет понять, насколько будет загрязнён воздух в городе, где работают предприятия и движется автотранспорт, причём, при разном направлении и силе ветра, в том числе в условиях НМУ.

По заказу регионального минэкологии такую работу выполняет Всероссийский НИИ охраны окружающей среды. За основу взяты расчётные данные о выбросах 58 предприятий, 16 из них – наиболее крупные, они дают более 87 процентов от общего объёма выбросов предприятий города. Плюс исследовано влияние автотранспорта на отрезке сквозной автодороги от поста ГИБДД на АМЗ до Свердловского тракта. Работа над сводным расчётом продолжается, вскоре там появятся данные обо всех городских автомагистралях.

Главный результат СРЗ: при НМУ в Челябинске сильное загрязнение воздуха фактически запрограммировано.

Что изменится 1 октября?

Но знать об этом – одно дело, и совсем другое – использовать это знание. А такого механизма до сих пор не было. Согласно президентским поручениям, с 1 октября 2017 года СРЗ (сводный том ПДВ) получит официальный статус. На основе СРЗ будут просчитаны квоты выбросов для каждого предприятия. После их утверждения федеральным Минприроды они будут обязательными для исполнения.

По мнению вице-губернатора области Олега Климова, это станет переломным моментом в управлении экологической ситуацией российских городах и в Челябинске в частности.

Но с 1 октября воздух не станет чище, к этому надо быть готовым морально. Наши источники в контрольно-надзорных органах региона полагают, что многим челябинским предприятиям придётся сократить свои выбросы кардинально. Кому-то на 20 процентов, кому-то на 40 процентов, а кому-то и в несколько раз.

Экологичный – значит эффективный

Очевидно, одномоментно это сделать невозможно. Предприятия получат несколько лет на модернизацию производства и очистных сооружений. Не исключено, что некоторые собственники посчитают более экономически целесообразным вынести за город самые грязные производства. А какие-то могут быть закрыты.

Разумеется, для владельцев заводов это серьёзный вызов. Их можно понять: затраты немалые. Как можно и предположить, что будут предприняты попытки «сэкономить» или даже шантажировать власти. В этой связи уместно вспомнить реплику спецпредставителя Президента РФ по экологии (и одного из близких соратников Путина) Сергея Иванова, который на совещании в Челябинске дал понять: если действующий собственник не справляется, у предприятия может появиться другой, более эффективный…

Олег Климов полагает, что экологическая модернизация предприятий должна быть прозрачной для властей региона и для общества.

Реально предполагать, что эта мера даст эффект через пять-семь лет. В частности, на это надеются в правительстве Челябинской области. Где-то процесс может и затянуться. В немалой степени это будет зависеть от настроя главы региона, а Борис Дубровский настроен очень решительно. Челябинск, не дожидаясь отмашки из Москвы, стал готовить сводный расчёт загрязнений ещё в прошлом году, а, к примеру, в Магнитогорске он уже имеется.

Минэкологии региона на днях призвало челябинские предприятия начать готовиться к новым реалиям уже сейчас. Министерство даже обещает довести до них примерные квоты на выбросы уже в ближайшие дни.

Контроль остаётся за Москвой

Отдельно в поручениях Президента РФ прописана необходимость разработки критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов в период НМУ. Это тоже челябинская инициатива, поскольку нынешние обязательные мероприятия, судя по всему, имеют в значительной мере формальный характер и не приводят к желаемому результату. Что челябинцы ощутили во время затяжного периода НМУ в январе.

Ещё одно поручение Владимира Путина касается разработки современных транспортных схем в больших городах и мер по переходу на экологические виды транспорта. Эту работу городские власти областного центра должны ускорить в этом году. Напомним, почти 40 процентов загрязнения воздуха Челябинску даёт именно автотранспорт. Губернатор уже поставил задачу найти возможность ограничить движение в городе большегрузных грузовиков и заставить транспортные компании проходить тест на содержание выхлопа.

В поручениях Президента РФ нашли отражения и наши дискуссии по Томинскому ГОКу. Отныне государственная экологическая экспертиза будет проводиться ещё на уровне обоснования инвестиционных проектов.

Правительству РФ и властям регионов поручено разработать нормативы качества окружающей среды с учётом оценки рисков причинения вреда здоровью человека на основе санитарных норм и правил. Иными словами, понятие «хорошая экология» получит чёткие и проверяемые критерии.

К сожалению, в поручениях Президента не была отражена позиция многих субъектов РФ, которые просили перевести на региональный уровень полномочия по управлению экологической ситуацией на местах. Сегодня получается, что население городов и областей требует от губернаторов и местных властей защиты их конституционного права на достойную окружающую среду, но основные инструменты воздействия и контроля остаются в руках нескольких федеральных ведомств.