Магнитогорский металлургический комбинат отмечает юбилей стана «2350», внесшего свой вклад в Великую Победу и продукция которого зарекомендовала себя в гражданской промышленности. Здесь во время войны катали броневой лист, а сегодня у продукции цеха мирное назначение.

Найти подробную историю стана «2350» не получится даже у самого дотошного исследователя: о таких объектах широкой публике рассказывать было не принято. Но даже одного упоминания, что цех выпускал броню в период Великой Отечественной войны, хватает для того, чтобы понять: этот передел – особенный. Стан был изготовлен на заводе «Уралмаш» в 1935 году и, как один из самых лучших, надёжных, был отправлен в Запорожье. Когда в 1941 году встал вопрос о необходимости выпуска бронированной стали, оборудование вместе с работниками и их семьями из Мариуполя эвакуировали в Магнитку. Стан был компактным: две нагревательные методические печи, клети ДУО и ТРИО, правильная машина, соединённые в единую технологическую цепочку передаточными рольгангами. Поставили фундаменты и смонтировали агрегаты в кратчайшие сроки. И первого июля 1942 года стан был принят в эксплуатацию. С первых же дней стан «2350» выполнял преимущественно заказы военного назначения. Броня шла на бронекатера, броневые автомобили для переброски пехоты, так называемые «летающие танки», фронтовые штурмовики.

– До окончания войны цех находился под открытым небом и был меньше – заканчивался вот здесь, после листопрокатной машины, – рассказывает исполняющий обязанности начальника участка Родион Зайнагабдинов. – Листы резали и отправляли на производство военной техники. Остальной конвейер был достроен в 1957 году. Сегодня процесс практически такой же. Слябы, нагретые до температуры 1280 градусов, раскатывают двумя валиками в клети ДУО до толщины тридцать семь миллиметров. Процесс контролирует оператор, регулирует всё, пока лист не достигнет нужных параметров.

Сегодня стан «2350» производит лист для судостроения, мостостроения, машиностроения. В списке потребителей – заводы нефтехим-аппаратуры, газо-нефтезапорной арматуры, трубные, вагоностроительные предприятия России. Продукция ЛПЦ идёт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Продукцию стана «2350» используют судостроители Мурманска и Петербурга, Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска, Нижнего Новгорода и Волгограда.

За 75 лет оборудование не раз модернизировалось. Сейчас планируется усовершенствовать работу нагревательных печей, внедрить новый рекуператор. На участке листоотделки устанавливают новые современные ножницы для отбора проб. Но основные агрегаты работают чётко и безотказно десятки лет и пока «на пенсию» не собираются. Так что это далеко не последний юбилей легендарного цеха, чья история считается одной из самых выдающихся страниц в жизни комбината.

Анастасия Посохова, фото из открытых источников