Летом 1942 года, когда немецкие войска рвались к Волге и Кавказу, Челябинский Кировский завод получил срочное и особо важное государственное задание: продолжая выпуск тяжелых танков КВ, организовать массовое производство «тридцатьчетверок». На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины.  В основе такого решения было требование Государственного комитета обороны «производить в массовом количестве оружие, хорошо зарекомендовавшее себя в боях…».

15 июля 1942 года на предприятие приехали нарком танковой промышленности И.М. Зальцман и секретарь Челябинского обкома партии Н.С. Патоличев. Выступая перед заводчанами, они озвучили беспрецедентную задачу. История еще не знала таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на новую машину. Считалось, что это технически невозможно, но коллектив танкоградцев справился – в кратчайшие сроки было создано конвейерное производство жизненно необходимых фронту боевых машин. Для этого потребовалось разработать технологию изготовления более двух тысяч наименований деталей, сделать свыше 500 штампов и более пяти тысяч различных приспособлений. В считанные дни тогда установили 1200 единиц вновь прибывшего оборудования, около 700 станков переместили из цеха в цех. Конструкторы, технологи ежедневно трудились по 12 и более часов, многие неделями не покидали завод. Трудовой героизм тысяч рабочих и инженеров стал массовым. В результате всего за 38 дней танкоградцы сумели освоить производство совершенно новых для предприятия средних танков.

22 августа награжденный двумя орденами механик-водитель Константин Ковш вывел из ворот механосборочного корпуса первый челябинский Т-34. До конца августа было собрано еще 30 танков. А в сентябре на фронт ушли уже 220 «тридцатьчетверок» челябинской сборки. В 1943 году ЧТЗ (ЧКЗ) стал вторым после УВЗ по объемам выпуска Т-34. Но в марте 1944 года, когда ситуация на фронте кардинально изменилась, полностью перешел на выпуск тяжелых танков прорыва – ИС-2, ставших необходимыми для борьбы с новой бронетехникой противника.

- История освоения производства «тридцатьчетверок» в Челябинске навсегда остается одной из ярчайших страниц танкпрома, будет служить примером для современного поколения заводчан, – отмечает руководитель Челябинского тракторного завода Вячеслав Юматов. – Мы хорошо понимаем: быть наследниками подвига старшего поколения – великая честь и высокая ответственность, и готовы упорно трудиться, чтобы, создавая новую отечественную технику, находиться в авангарде современного промышленного развития. Конечно, военное время было совершенно особым, оттого и история с Т-34 с высоты сегодняшнего дня видится настоящим трудовым подвигом. Но и в новейшей нашей истории были примеры освоения сверхнужной и сложной продукции в кратчайшие сроки. К примеру, 1000-сильного дизеля для танка Т-90. Наш коллектив и ныне продолжает вносить весомый вклад в укрепление обороноспособности страны. Создает и производит новые модели двигателей, оставаясь главным поставщиком моторов для бронетехники, выпускаемой корпорацией «Уралвагонзавод». Для этого на предприятии используется самое современное высокоточное оборудование, пройдет модернизация литейного производства, которое станет базироваться на самых передовых технологиях.

Сергей Белковский, фото из открытых источников информации